Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была вчера 6:01
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...
Фотоальбом

Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова

Приглашаю заглянуть в Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова — один из старейших музеев России. Вот уже почти 130 лет музей как магнит притягивает к себе детей и взрослых, хабаровчан и приезжих, российских туристов и иностранных. Для самих музейщиков он давно является вторым домом, для посетителей — местом открытий и новых ярких впечатлений.

Учреждение было образовано в 1894 году как музей Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ПОИРГО). В 1902 году ему было присвоено имя «Гродековский» в память заслуг приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова в организации и становлении музея. В 2002 году имя Николая Ивановича Гродекова в названии Хабаровского краевого музея было восстановлено.

В музее представлены экспонаты, посвященные палеонтологии и геологии Приамурья, флоре и фауне Дальнего Востока, рыбам бассейна Амура, культуре коренных народов Приамурья и славян-переселенцев, истории освоения и развития Дальнего Востока России, событиям Гражданской войны на Дальнем Востоке 1917—1922 гг. Регулярно экспонируются временные выставки.

Приятного просмотра.

Краеведческий музей находится в самом центре города, на улице Шевченко (бывшая Алексеевская).
Краеведческий музей находится в самом центре города, на улице Шевченко (бывшая Алексеевская).
Первые два года (1894-1895) музей принимал своих посетителей в … помещениях простого аптечного склада, куда первые коллекции приютил первый его директор Василий Николаевич Радаков. Строительство же собственного здания музея началось по инициативе Приамурского генерал-губернатора Н. И. Гродекова, первого председателя Приамурского отдела Императорского Русского географического общества по проекту инженера Н. Ф. Александрова и инженера-архитектора Л. О. Чайковского.
В мае 1896 года в недостроенное ещё здание пе­ренесли музейные коллекции, которые насчитывали к тому времени свыше 10 тыс. предметов. В это же время к зданию музея была доставлена из-под Уссурийска 400-пудовая черепаха, высеченная из гранита. Она была частью надмогильного комплекса чжурчженского полководца Эсыкуя, жившего в средние века. Она и сегодня стоит перед историческим корпусом музея, став неотъемлемой частью городской среды и объектом городских легенд.
В мае 1896 года в недостроенное ещё здание пе­ренесли музейные коллекции, которые насчитывали к тому времени свыше 10 тыс. предметов. В это же время к зданию музея была доставлена из-под Уссурийска 400-пудовая черепаха, высеченная из гранита. Она была частью надмогильного комплекса чжурчженского полководца Эсыкуя, жившего в средние века. Она и сегодня стоит перед историческим корпусом музея, став неотъемлемой частью городской среды и объектом городских легенд.
В 1900 г. граф Генрих Кейзерлинг, владелец одной из первых китобойных флотилий, подарил нашему музею скелет кита финвала. Более ста лет простоял скелет под навесом и пришел в такое состояние, что его нужно было спасать. В 2004 году после демонтажа, скелет был разобран по косточкам и началась трудная и кропотливая работа, на которую у специалистов ушло несколько лет. Сегодня скелет кита находится в новом здании Краеведческого музея, в специально отведенном под него закрытом павильоне.
В 1900 г. граф Генрих Кейзерлинг, владелец одной из первых китобойных флотилий, подарил нашему музею скелет кита финвала. Более ста лет простоял скелет под навесом и пришел в такое состояние, что его нужно было спасать. В 2004 году после демонтажа, скелет был разобран по косточкам и началась трудная и кропотливая работа, на которую у специалистов ушло несколько лет. Сегодня скелет кита находится в новом здании Краеведческого музея, в специально отведенном под него закрытом павильоне.
В 1898 году к музею была пристроена вторая, центральная часть здания, в два этажа, в 1900 г. третья. Торжество освящения всего здания музея состоялось 1 августа 1900 года и было приурочено к празднованию 50-летия водружения русского флага в устье Амура.  Экспозиционные залы площадью в 1160 кв.м свободно вместили в себя систематизированные коллекции. Музей по праву стал «украшением Хабаровска и самым обширным хранилищем в Приамурье». В этом же, 1900 году, Хабаровский музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, на которой получил золотую медаль.
В 1898 году к музею была пристроена вторая, центральная часть здания, в два этажа, в 1900 г. третья. Торжество освящения всего здания музея состоялось 1 августа 1900 года и было приурочено к празднованию 50-летия водружения русского флага в устье Амура. Экспозиционные залы площадью в 1160 кв.м свободно вместили в себя систематизированные коллекции. Музей по праву стал «украшением Хабаровска и самым обширным хранилищем в Приамурье». В этом же, 1900 году, Хабаровский музей принял участие во Всемирной выставке в Париже, на которой получил золотую медаль.
Главный вход в музей
Главный вход в музей
В 1910 году в Гродековском музее начался новый этап развития, связанный с приходом в его стены известного исследователя, писателя и этнографа В. К. Арсеньева, который с небольшими перерывами занимал должность директора вплоть до 1926 года. В период работы Арсеньева Хабаровский музей стал одним из лучших музеев на Дальнем Востоке, а коллекции, которые были собраны в те годы, до сих пор имеют большое значение и используются для научных изысканий.
Итогом долгого и поступательного раз­вития музея стало открытие нового корпуса в 2008 году и создание в нем Музея Амура, включающего совре­менные инновационные технологии, новые выставочные залы и фондохранилища.
Итогом долгого и поступательного раз­вития музея стало открытие нового корпуса в 2008 году и создание в нем Музея Амура, включающего совре­менные инновационные технологии, новые выставочные залы и фондохранилища.
Чучела мамонта с мамонтенком в натуральную величину в фойе музея
Чучела мамонта с мамонтенком в натуральную величину в фойе музея
Первые музейные коллекции были в основном естественнонаучного характера и сложились из многочисленных пожертвований активных членов Приамурского отдела Географического общества и жителей города. Так, В.Н. Радаков передал музею научно обработанную орнитологическую коллекцию, С.А. Монковский – коллекцию насекомых, М.С. Введенский – гербарий. И в последующем комплектование музейного собрания осуществлялось за счёт поступлений от представителей администрации, хабаровских учителей, врачей, предпринимателей...Одними из первых приобретений музея являются окаменелые бивни и зубы мамонта, а также череп, доставленные в начале XX века из Анадыря.
На первом этаже интерес представляет геологический раздел музея. Он не только отражает богатство и разнообразие полезных ископаемых бассейна реки Амур, но и демонстрирует образцы, собранные в разных уголках земного шара. Среди привлекательных самоцветов встречаются и невзрачные на первый взгляд кусочки окаменевшей почвы, которые на самом деле имеют огромную историческую ценность, поскольку являются не чем иным, как кусками реликтовых деревьев или растений, росших миллионы лет назад.
На первом этаже интерес представляет геологический раздел музея. Он не только отражает богатство и разнообразие полезных ископаемых бассейна реки Амур, но и демонстрирует образцы, собранные в разных уголках земного шара. Среди привлекательных самоцветов встречаются и невзрачные на первый взгляд кусочки окаменевшей почвы, которые на самом деле имеют огромную историческую ценность, поскольку являются не чем иным, как кусками реликтовых деревьев или растений, росших миллионы лет назад.
В новом корпусе музея представлены животные Приамурья в естественных для них ландшафтах.
В новом корпусе музея представлены животные Приамурья в естественных для них ландшафтах.
С помощью картин, чучел и декораций специалистами созданы удивительно натуральные трехмерные экспозиции – диорамы, иллюстрирующие дикую природу Хабаровского края.
С помощью картин, чучел и декораций специалистами созданы удивительно натуральные трехмерные экспозиции – диорамы, иллюстрирующие дикую природу Хабаровского края.
 Центральное место занимает диорама «Амурские дали», главным персонажем которой стал амурский тигр, величественно расположившийся на фоне открывающегося вида на широкие амурские просторы. 
В настоящее время в Хабаровском и Приморском краях обитает около 450 взрослых особей амурских тигров. Редкий хищник охраняется государством - он занесен в Красную книгу Российской Федерации.
Центральное место занимает диорама «Амурские дали», главным персонажем которой стал амурский тигр, величественно расположившийся на фоне открывающегося вида на широкие амурские просторы. В настоящее время в Хабаровском и Приморском краях обитает около 450 взрослых особей амурских тигров. Редкий хищник охраняется государством - он занесен в Красную книгу Российской Федерации.
 Здесь же есть аквариумы с живыми рыбами.
Здесь же есть аквариумы с живыми рыбами.
В аквариумах живут амурские осетры, калуга, сазаны, толстолобики, белые амуры и другие рыбы.
В аквариумах живут амурские осетры, калуга, сазаны, толстолобики, белые амуры и другие рыбы.
Экспозиция
Экспозиция "Традиционная культура коренных народов Хабаровского края"
В старом корпусе музея располагается этнографический отдел, посвященный быту и культуре коренных коренных малочисленных народов – нанайцев, ульчей, негидальцев, нивхов, удэгейцев, орочей, эвенов и эвенков, – проживающих в Хабаровском крае.
Коллекция богата уникальными предметами домашнего быта, национальной одежды, традиционными средствами передвижения, различными орудиями промысла. Большинство этих вещей
единичны.
Коллекция богата уникальными предметами домашнего быта, национальной одежды, традиционными средствами передвижения, различными орудиями промысла. Большинство этих вещей единичны.
В настоящее время коллекция насчитывает около 5 тысяч единиц хранения (без учета фотодокументальных материалов), и только 11 % из всей этнографической коллекции представлено в экспозиционных залах.
В настоящее время коллекция насчитывает около 5 тысяч единиц хранения (без учета фотодокументальных материалов), и только 11 % из всей этнографической коллекции представлено в экспозиционных залах.
В центре зала – оморочки (долблёная и берестяная), а также лодка с лопатообразным носом — удэгейский бат.
Мастерами в изготовлении долбленых лодок были удэгейцы и орочи, жившие
на правых притоках Амура. Их лодки-долбленки были одноместными оморочками и многовесельными батами. Те и другие изготовлялись из тополя, липы и др. мягких пород деревьев, однако значительно отличались друг от друга по форме и размерам. Баты выдалбливали из целой колоды дерева, без внутренних перегородок, а борта укрепляли временными распорками, чтобы лодка сохраняла естественные изгибы. В передней части лодки днище оканчивалось выступом в форме лопаты, который приподнимался кверху. Благодаря ему бат не разрезал волны, а взбирался на них — и так проходил опасные перекаты. На самых крупных батах можно было перевозить до 900 килограммов груза и путешествовать целой семьей или охотничьей артелью. В отличие от многоместных батов оморочки были
примерно вдвое меньше, их и делали, как правило, на одного, реже - на двух человек. Они имели заостренные нос и корму и плоское днище с небольшим выгибом
посередине. Использовались оморочки чаще всего в охотничьих целях. На них
можно было осторожно подплывать к месту водопоя диких зверей, охотиться на
водоплавающую дичь, рыбачить с острогой.
Мастерами в изготовлении долбленых лодок были удэгейцы и орочи, жившие на правых притоках Амура. Их лодки-долбленки были одноместными оморочками и многовесельными батами. Те и другие изготовлялись из тополя, липы и др. мягких пород деревьев, однако значительно отличались друг от друга по форме и размерам. Баты выдалбливали из целой колоды дерева, без внутренних перегородок, а борта укрепляли временными распорками, чтобы лодка сохраняла естественные изгибы. В передней части лодки днище оканчивалось выступом в форме лопаты, который приподнимался кверху. Благодаря ему бат не разрезал волны, а взбирался на них — и так проходил опасные перекаты. На самых крупных батах можно было перевозить до 900 килограммов груза и путешествовать целой семьей или охотничьей артелью. В отличие от многоместных батов оморочки были примерно вдвое меньше, их и делали, как правило, на одного, реже - на двух человек. Они имели заостренные нос и корму и плоское днище с небольшим выгибом посередине. Использовались оморочки чаще всего в охотничьих целях. На них можно было осторожно подплывать к месту водопоя диких зверей, охотиться на водоплавающую дичь, рыбачить с острогой.
Комплекс сэвэнов-охранителей дома удэгейского шамана
Комплекс сэвэнов-охранителей дома удэгейского шамана
Один из самых уникальных экспонатов этнографического собрания – комплекс сэвэнов-охранителей дома удэгейского шамана включающий пять крупных предметов, главным из которых является скульптура Мангни. Этот раритет был привезён В. К. Арсеньевым в 1911 году с реки Уленгоу (приток реки Кусун) - (место проживания удэгейцев). “Мангни”, именно тот, которому служит шаман и который помогает шаману в камлании. У него на груди сделаны изображения металлических зеркал. В них отражаются злые духи, приближающегося у дому шамана.
«Крылатый тигр» или сэвэн Дым-Яго-Тыэнку
«Крылатый тигр» или сэвэн Дым-Яго-Тыэнку
В архиве музея сохранилось пояснение известного востоковеда Владимира Арсеньева к этому сэвэну: «Крылатый тигр. Сделан для шамана по его указаниям. Это изображение духа, который вселяется в шамана​ при камлании. На спине тигра — Модули (Бог моря). Тигр может летать, как птица, и плавать, как рыба. Две змеи на щеках его увеличивают силу челюстей, снабженных большими клыками. Под крыльями около передних лап есть круги — «толи» (зеркала. — Прим. автора). Хвост тигра оканчивается человеческой головой. Это «Яга» — самый страшный тигр, единственный на небе и земле». Подобного экспоната нет больше ни в одном музее страны.
Скульптурные воплощения духов, так называемые сэвэны, изготавливают чаще всего из дерева. Также встречаются сэвэны из болотной кочки, соломы, рыбьей кожи и металла. Всего в этнографической коллекции Хабаровского краевого музея около 400 сэвэнов. На выставке представлены 18 образцов, похожих на человека, остальные изображают тигра, медведя, черепаху, кабана.
Скульптурные воплощения духов, так называемые сэвэны, изготавливают чаще всего из дерева. Также встречаются сэвэны из болотной кочки, соломы, рыбьей кожи и металла. Всего в этнографической коллекции Хабаровского краевого музея около 400 сэвэнов. На выставке представлены 18 образцов, похожих на человека, остальные изображают тигра, медведя, черепаху, кабана.
Дюлин, дюли — покровитель семьи и дома
Дюлин, дюли — покровитель семьи и дома
К ритуальным фигуркам из дерева — сэвэнам, относились с долей осторожности. Потому что были уверены: в них находится мощная магическая сила. Но — совсем другое дело – дюлины. По поверью, это добрые духи — хранители домашнего очага. Поэтому их ставили внутри жилища или недалеко от него.
Удэгейский халат шамана
Удэгейский халат шамана
Шаманская ритуальная одежда коренных народов Хабаровского края имеет свои особенности и отличия. Основными элементами костюма шамана у жителей бассейна Амура были кофта с юбкой или запашной халат, на которые разными способами наносились изображения духов — помощников шамана. Чаще всего они рисовались на ткани или ровдуге, воплощались также в аппликации. Кроме того, на шаманскую одежду нашивалось множество цветных тряпочек, которые символизировали крылья и перья птиц. В прошлом удэгейцы пришивали к шаманскому костюму не тряпочки, а птичьи перья.
Медвежонок в стойбище
Медвежонок в стойбище
У всех коренных народов Хабаровского края существовал культ медведя. Его считали прародителем, родственником. Народы Амура разговаривали с медведем, как с человеком, давали имя, соблюдали пищевые запреты и запрещали женщине сидеть на шкуре медведя. В честь мохнатого зверя устраивали медвежий праздник. Он бытовал в двух вариантах: после добычи зверя в тайге и после двух-трёхлетнего выращивания медведя в стойбище людей.
Реконструкция эвенского чума илуму/элбым
Реконструкция эвенского чума илуму/элбым
Среди коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Хабаровского края, второе место по численности (после нанайцев) занимают тунгусы – эвенки и эвены. В селах компактного проживания эвенки занимаются охотой, оленеводством и рыболовством.
Название экспозиции «Освоение Россией Приамурья в середине XIX – начале XX в.» говорит само за себя. Здесь собраны документы, фотографии, предметы быта, касающиеся истории освоения дальневосточной земли.
Заселение края началось с размещения регулярных военных частей и переселения казаков, из которых формировались Амурское и Уссурийское казачьи войска. Основную часть населения вновь образованных тогда станиц составляли забайкальские казаки и их семьи. Среди представленных предметов особую историко-культурную ценность имеет братина Амурского казачьего войска, а также образцы вооружения и обмундирования, предметы быта казаков.
Заселение края началось с размещения регулярных военных частей и переселения казаков, из которых формировались Амурское и Уссурийское казачьи войска. Основную часть населения вновь образованных тогда станиц составляли забайкальские казаки и их семьи. Среди представленных предметов особую историко-культурную ценность имеет братина Амурского казачьего войска, а также образцы вооружения и обмундирования, предметы быта казаков.
 Вслед за казаками на Дальний Восток переселялись крестьяне из различных губерний. Группами, а иногда и целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. И здесь оседали насовсем.
Вслед за казаками на Дальний Восток переселялись крестьяне из различных губерний. Группами, а иногда и целыми деревнями, пешком (телеги везли нехитрый скарб, больных и самых маленьких) два, а то и три года добирались выходцы из Вятской, Воронежской, Пермской, Тамбовской, Астраханской губерний до Амура. И здесь оседали насовсем.
Интерактивная экспозиция «Крестьянское подворье на Амуре»
Интерактивная экспозиция «Крестьянское подворье на Амуре»
Интерактивная экспозиция «Крестьянское подворье на Амуре» дает представление об основных дворовых постройках, внешнем виде и устройстве избы, домашней утвари, традициях переселенцев из разных губерний Российской Империи.
Предприимчивые крестьяне занимались торговлей. Некоторые из них со временем становились купцами. Приезжали к нам купцы и из других регионов России. Многие успешные торговцы становились меценатами. Свое дело в Хабаровске развернули известные на всю Россию коммерсанты: Плюснин, Богданов, Пьянков, Топорков и  другие.
Предприимчивые крестьяне занимались торговлей. Некоторые из них со временем становились купцами. Приезжали к нам купцы и из других регионов России. Многие успешные торговцы становились меценатами. Свое дело в Хабаровске развернули известные на всю Россию коммерсанты: Плюснин, Богданов, Пьянков, Топорков и другие.
«Кабинет чиновника»
«Кабинет чиновника»
Примерно так выглядела гостиная состоятельных людей - купцов, чиновников, интеллигенции. Некоторые экспонаты, которые предствлены в "Кабинете чиновника" были переданы в дар музею Еленой Николавной Здановской - супругой Сергея Нестеровича Здановского. Этот замечательный хирург стоял у истоков дальне- восточной медицины.
 «Кабинет чиновника»
«Кабинет чиновника»
На фото слева — музыкальный механический ящик Stella, изготовленный в Швейцарии в 1897 году. Это единственный «звучащий ящик» на русском Дальнем Востоке, приобретенный ровно через сто лет специально для Гродековского музея при финансовой поддержке местного регионального банка за 10 млн рублей. Уникальный предмет принадлежал преподавателю Хабаровской музыкальной школы № 1 Арсению Васильевичу Васильеву, которому был подарен благодарными родителями ученика в 1960-е годы.
Часы с музыкой, изготовленные в колониальном стиле
Часы с музыкой, изготовленные в колониальном стиле
Ещё одна гордость музея – каминные часы с музыкой и боем, изготовленные в конце XVIII — начале ХIХ века в Англии. Их прислал в музей из Пекина командир 1-го Сибирского армейского корпуса Николай Петрович Линевич (будущий Приамурский генерал-губернатор).
В одном из залов собраны экспозиции, посвященные неспокойному периоду дальневосточной истории с 1900 по 1922 год. Открылся он Русско-Китайским конфликтом (1900–1901), разгоревшимся в рамках Боксерского восстания. Затем была крайне неудачная для империи Русско-Японская война (1904–1905) и начавшаяся еще до ее окончания революция 1905–1907 годов. Окраина государства не осталась в стороне от битв Первой мировой войны (1914–1918), в которых принимали участие и дальневосточные полки. Потом грянули одна за другой сразу две революции, которые изменили страну и потрясли мир.
В одном из залов собраны экспозиции, посвященные неспокойному периоду дальневосточной истории с 1900 по 1922 год. Открылся он Русско-Китайским конфликтом (1900–1901), разгоревшимся в рамках Боксерского восстания. Затем была крайне неудачная для империи Русско-Японская война (1904–1905) и начавшаяся еще до ее окончания революция 1905–1907 годов. Окраина государства не осталась в стороне от битв Первой мировой войны (1914–1918), в которых принимали участие и дальневосточные полки. Потом грянули одна за другой сразу две революции, которые изменили страну и потрясли мир.
Решающему сражению Гражданской Войны на Дальнем Востоке  посвящена уникальная панорама «Волочаевская битва», выполненная сотрудником «Студии военных художников им. М.Б. Грекова» (г. Москва) А.А. Горпенко и художником-баталистом С.Д. Агаповым.
Решающему сражению Гражданской Войны на Дальнем Востоке посвящена уникальная панорама «Волочаевская битва», выполненная сотрудником «Студии военных художников им. М.Б. Грекова» (г. Москва) А.А. Горпенко и художником-баталистом С.Д. Агаповым.
Панорама «Волочаевская битва» — одна из крупнейших батальных композиций в мире. Длина по кругу 43 метра высота полотна – 6 метров.
Панорама «Волочаевская битва» — одна из крупнейших батальных композиций в мире. Длина по кругу 43 метра высота полотна – 6 метров.
В экспозиции
В экспозиции "Харбинский клуб" воссоздан интерьер общественного клуба
В результате революции и гражданской войны около 100—200 тысяч белоэмигрантов осели в Харбине. По инициативе энтузиастов там создавались общественные клубы, в которых проводились самые разнообразные мероприятия: детские праздники, конкурсы, турниры, литературные и музыкальные вечера, праздничные встречи и концерты, исторические лекции и экскурсии.
Заводской клуб тридцатых годов
Заводской клуб тридцатых годов
Слово «клуб» впервые было использовано во времена королевы Анны (1702–1714). Английское слово «club» происходит от англосаксонского глагола «cleafan», означающее «делиться с кем-либо, разделять что-либо с кем-либо». К началу 1930 года в СССР существовали клубы: профессиональные, красноармейский, территориальные. Важным было сочетание политико-просветительной работы с культурным отдыхом (индивидуальное и хоровое пение), справочно-консультационная работа, радио, вечера вопросов и ответов, политигры (политлотерея, политрулетка), семейные вечера, организация комнат.
В зале "Развитие Хабаровского края в 1923 1953 гг." отражена история Хабаровского края после Гражданской войны - изменение свех сфер жизни общества, слом старых социально-экономических отношений и формирование новой идеологии партией большевиков в первые годы советской власти.
В зале "Развитие Хабаровского края в 1923 1953 гг." отражена история Хабаровского края после Гражданской войны - изменение свех сфер жизни общества, слом старых социально-экономических отношений и формирование новой идеологии партией большевиков в первые годы советской власти.
Главная улицагорода – Карла Маркса в конце 1930-х годов.
Главная улицагорода – Карла Маркса в конце 1930-х годов.
В 1992 году части улицы от Комсомольской площади до площади Ленина, вернули историческое название в честь графа Н. Н. Муравьева-Амурского (1809—1881), основателя Хабаровска.
Одновременно трагическому и героическому периоду – Великой Отечественной войне – посвящён следующий раздел экспозиции. Жители края работали на оборонных предприятиях, на собственные средства строили танки и самолёты, собирали посылки на фронт. Об участии воинов-дальневосточников в разгроме нацистской Германии и милитаристской Японии посетителям рассказывают фотодокументальные материалы, а также образцы вооружения и обмундирования, взятые в боях трофеи.
Одновременно трагическому и героическому периоду – Великой Отечественной войне – посвящён следующий раздел экспозиции. Жители края работали на оборонных предприятиях, на собственные средства строили танки и самолёты, собирали посылки на фронт. Об участии воинов-дальневосточников в разгроме нацистской Германии и милитаристской Японии посетителям рассказывают фотодокументальные материалы, а также образцы вооружения и обмундирования, взятые в боях трофеи.
В тылу дальневосточники всеми силами помогали фронту – трудились на производстве, обеспечивая армию военной техникой и боеприпасами, в тяжелейших условиях занимались сельским хозяйством, собирали посылки для бойцов и тех, кого война лишила дома.
В тылу дальневосточники всеми силами помогали фронту – трудились на производстве, обеспечивая армию военной техникой и боеприпасами, в тяжелейших условиях занимались сельским хозяйством, собирали посылки для бойцов и тех, кого война лишила дома.
Токарно-винторезный станок
Токарно-винторезный станок "КЛИМ". Изготовлен на Ижевском машиностроительном заводе. В годы Великой Отечественной войны на таких станках изготавливали мины и детали для военной промышленности.
Промышленность Хабаровского края с первых же дней Великой Отечественной войны начала немедленную перестройку на военный лад. Мирным предприятиям приходилось осваивать выпуск военной продукции – авиабомб, снарядов, мин и миномётов.
Фрагмент городской квартиры 1940-х -1950-х.
Фрагмент городской квартиры 1940-х -1950-х.
После ВОВ началось стротельсво мирной жизни.
Мода на слоников в нашей стране в 1930-1950-х годах была просто повальной. Слоны были деревянными, фарфоровыми, глиняными и гипсовыми. Их выставляли на буфете, комоде или этажерке – обязательно семь штук: начиная с большего и до самого маленького.
Милые слоники позже были признаны предметами мещанства, убраны с видного места и лишь иногда встречались у бабушек среди старых вещей…
Мода на слоников в нашей стране в 1930-1950-х годах была просто повальной. Слоны были деревянными, фарфоровыми, глиняными и гипсовыми. Их выставляли на буфете, комоде или этажерке – обязательно семь штук: начиная с большего и до самого маленького. Милые слоники позже были признаны предметами мещанства, убраны с видного места и лишь иногда встречались у бабушек среди старых вещей…
Зал "Развитие Хабаровского края во второй половине ХХ в."
Зал "Развитие Хабаровского края во второй половине ХХ в."
Период хрущевской "оттепели" дал толчок развитию дачного хозяйства. В  1990-е годы  — в  периоды безденежья
и  безработицы,  дачи отменно выручали горожан, которые выращивали на  них картофель, овощи, фрукты, ягоды и зелень.
Период хрущевской "оттепели" дал толчок развитию дачного хозяйства. В 1990-е годы — в периоды безденежья и безработицы, дачи отменно выручали горожан, которые выращивали на них картофель, овощи, фрукты, ягоды и зелень.
Существующий со дня основания музея отдел природы знакомит посетителей с физико-географической характеристикой, геологией, растительным и животным миром Хабаровского края. В центре зала расположена рельефная карта Дальнего Востока, на которой выделен Хабаровский край.
Существующий со дня основания музея отдел природы знакомит посетителей с физико-географической характеристикой, геологией, растительным и животным миром Хабаровского края. В центре зала расположена рельефная карта Дальнего Востока, на которой выделен Хабаровский край.
Слева и справа – витрины с чучелами животных, населяющих приамурскую тайгу и воды Охотского моря.
Слева и справа – витрины с чучелами животных, населяющих приамурскую тайгу и воды Охотского моря.
Диорама «Побережье Охотского моря»
Диорама «Побережье Охотского моря»
Завершает нашу экскурсию знаменитая диорама «Кедрово-широколиственный лес» или  "Амурский тигр против Уссурийского медведя". Диорама была создана в 1939-1941 гг. художником В.Н. Высоцким и реконструированная в 1964-1966 гг. творческой группой под руководством В.П. Сысоева, включает берлогу гималайского медведя в дупле 300-летней лиственницы.
Завершает нашу экскурсию знаменитая диорама «Кедрово-широколиственный лес» или "Амурский тигр против Уссурийского медведя". Диорама была создана в 1939-1941 гг. художником В.Н. Высоцким и реконструированная в 1964-1966 гг. творческой группой под руководством В.П. Сысоева, включает берлогу гималайского медведя в дупле 300-летней лиственницы.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому