Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 14:38
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин...
Фотоальбом

На выставке трех Васнецовых

Весенняя Москва подарила много впечатлений. Одним из ярких событий стало посещение выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в. XXI век» в Новой Третьяковке.

Проект рассказывает о трех художниках одного рода — Викторе, Аполлинарии и Андрее Васнецовых.

Самый знаменитый из этой троицы — Виктор Васнецов (1848–1926), создавший собственный узнаваемый художественный стиль, объединивший фольклор, эпос, патриотический пафос и сказочность. Называя Виктора Васнецова богатырём русской живописи, современники восхищались тем, какой объёмный культурный пласт художник представлял в своём творчестве.

Аполлинарий Васнецов (1856–1933), младший брат Виктора Васнецова, тоже очень известен, но по-другому. Впервые в русском искусстве он обратился к теме живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси. Из его большого творческого наследия для выставки отобраны монументальные пейзажи и картины из серии «Старая Москва», воссоздающие образ средневековой столицы. Уникальность творческого метода мастера заключается в подходе, соединившем в себе науку и искусство, реальность и вымысел.

Ещё один участник проекта — внук Виктора Васнецова — Андрей Васнецов. Он родился в 1924-м, а умер в 2009 году: на его век выпали многочисленные потрясения — становление советской власти, Великая Отечественная война, в которой он сам принимал участие, развал СССР, смерть сына. Все эти события оставили свой отпечаток на творчестве художника, поэтому в нем и отдаленно нет той сказки, что была в картинах его дедушки.

Работы, представленные на выставке подчеркивают индивидуальность каждого из трех художников, и одновременно демонстрируют то, что их объединяет.

Экспозиция получилась настолько масштабной, что ее запросто можно было бы поделить на три персональных проекта. Более 200 произведений живописи и графики из 15 музеев и шести частных собраний занимают три этажа. С полотен смотрят царевны и богатыри, сверху наблюдают архангелы и серафимы, а спустишься вниз — там темные, расплывчатые фигуры, лица «сурового стиля».

Выставка любопытна подбором эпох, ставших её основой, а также фамильной линией художников, творчество которых можно увидеть, осмыслить и сравнить.

Приятного вам просмотра.

Галерея
Галерея "Новая Третьяковка". Выставка "Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век"
"Выставка приурочена к нескольким датам: 175-летие со дня рождения Виктора Васнецова мы будем отмечать в 2025-м, 100-летие со дня рождения Андрея Васнецова — в 2024-м, и сейчас у нас идет Год семьи. Именно тема семьи — одна из важнейших в этом проекте", — рассказала заместитель генерального директора ГТГ Татьяна Карпова.
Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897.
Виктор Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный. 1897.
Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - русский живописец, один из основоположников русского модерна в его национально-романтическом варианте, автор картин на исторические и сказочные сюжеты. Его произведения, воспевающие поэтическую красоту русского народного фольклора, с самого раннего детства входят в нашу жизнь, формируя тот яркий образный ряд детского мировоззрения, который навсегда остается в нем определенным маяком нашего самоопределения.
В. М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке», 1889.
В. М. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке», 1889.
Детство и ранняя юность Васнецова прошли в полупатриархальной семье, в далекой Вятской стороне, в небольшом селе Рябово. Отец, сельский священник, сам учил сыновей грамоте. В долгие зимние вечера дети любили слушать сказки про Аленушку, про Кащея Бессмертного.
Васнецов Виктор. В костюме скомороха. 1882
Васнецов Виктор. В костюме скомороха. 1882
Юность Виктора Васнецова прошла в стенах Вятского духовного училища, а после его окончания – в Вятской духовной семинарии. Он изучал жития святых, хронографы, летописные своды, притчи. Древнерусская литература зародила в художнике интерес к старине. В 1867 году Виктор Васнецов получил отцовское благословение, покинул стены семинарии и отправился в столицу, чтобы изучать искусство живописи. В Санкт-Петербурге он учился сначала в рисовальной школе И.Н. Крамского, а в 1868 году стал слушателем Императорской академии художеств, где успехами в учёбе сначала в 1869 году заслужил две малых серебряных медали.
Виктор Васнецов. Боярышня. 1884.
Виктор Васнецов. Боярышня. 1884.
Поначалу Васнецов отдавал предпочтение графике и жанровым сценам. Окончательно же определиться помог переезд в 1878-м в Москву, где Васнецов стал активным членом Абрамцевского кружка, в который входили художники старого и нового поколения. Центром этого объединения был московский дом мецената Саввы Ивановича Мамонтова и его подмосковное имение Абрамцево. Члены кружка стремились к возрождению древнерусских традиций в различных видах искусства. Эта атмосфера способствовала тому, что фольклорная тема стала ведущей в творчестве Васнецова. Увлечённый русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову (ту самую серовскую «Девочку с персиками») в образе боярышни. Расшитая золотом душегрея и «парчовая на маковке кичка» удивительно шли черноглазой Веруше, дочке Мамонтова.
В. М. Васнецов. Девушка с кленовой веткой. 1896
В. М. Васнецов. Девушка с кленовой веткой. 1896
А еще Васнецов взял с Веры шуточное обещание, что она непременно выйдет замуж за русского. (девушка проводила много времени в Европе, поэтому был риск, что она выберет иностранца). И она это условие выполнила. На свадьбу жениху Веры Александру Самарину художник преподнёс другой портрет Веры — «Девушку с кленовой веткой».
Виктор Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
Виктор Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
В качестве сюжета «После побоища…» Васнецов выбрал эпизод из «Слова о полку Игореве». Художник знал этот литературный памятник XII века еще со времен семинарии. Но решающую роль в обращении к нему сыграло вдохновенное чтение и толкование «Слова» Мстиславом Праховым в доме Саввы Мамонтова.
В.М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882.
В.М. Васнецов «Витязь на распутье», 1882.
Сюжет этой грандиозной картины, связанный с русской былиною «Илья Муромец и разбойники», увлёк художника ещё в начале 1870-х годов, что можно видеть из васнецовских набросков. В окончательном виде композиция впервые была исполнена к VI Передвижной выставке 1878 года. Таким образом, произведение «Витязь…» стало первой большой работой Васнецова на былинную тему и положило начало целому циклу полотен.
В.М. Васнецов. Алёнушка.1881
В.М. Васнецов. Алёнушка.1881
Первые работы художника на фольклорные сюжеты страшно критиковали, и сам он рисковал выпасть из художественной среды. Накал страстей был такой силы, что Павел Третьяков наотрез отказался покупать ту же «Алёнушку» — она попала в Третьяковку только после смерти мецената.
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881.
Виктор Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881.
В 1880—1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову сразу три полотна («Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами»), чтобы украсить кабинет правления Донецкой каменноугольной железной дороги — важной транспортной артерии, которую строили от шахт Донбасса к Мариупольскому порту. Мамонтов был председателем правления компании. Однако впоследствии заказчики от картин отказались – работы показались неуместными для служебного помещения. Тогда Мамонтов приобрел «Ковер-самолет» и «Битву скифов со славянами» в свое собрание. А «Три царевны.. » оказалась в собрании Анатолия - старшего брата Мамонтова.
Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства», 1879–1881
Виктор Васнецов «Три царевны подземного царства», 1879–1881
Картина была создана по мотивам русской народной сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое». А так как царевны олицетворяют богатство недр Донбасса, то сюжет сказки был изменён – одна из «Трех царевен.. » у Васнецова связана с золотом, а две другие не с серебром и медью, как было в сказке, а с драгоценными камнями и каменным углем.
Васнецов Виктор Михайлович. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.
Васнецов Виктор Михайлович. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.
Стремление Васнецова к декоративности нашло яркое выражение в картине «Сирин и Алконост...». В замысле данного произведения Васнецов не отрывался ни от любимого им источника народного искусства, ни от столь близкой формы декоративного панно. Фантастические птицы с головами женщин были распространенным сюжетом в древнерусских рукописях, на лубочных картинках, встречались на предметах домашнего обихода в росписи и резьбе. С образами Сирина и Алконоста связывалось представление о зачаровывающем пении, предвещающем радость (Сирин) или печаль и смерть (Алконост).
Васнецов Виктор Михайлович. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.
Васнецов Виктор Михайлович. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.
Картина была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова. После убийства князя, его жена Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Покидая светскую жизнь она безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост».
В.М. Васнецов «Богатыри», 1898.
В.М. Васнецов «Богатыри», 1898.
Большим событием для художника стало завершение картины «Богатыри», купленной П. М. Третьяковым и занявшей свое место в Галерее незадолго до смерти коллекционера. Уже через год в 1899 году «Богатыри» стали центральным произведением первой персональной выставки Васнецова, открывшейся в стенах Императорской Академии художеств в СанктПетербурге.
Васнецов Виктор Михайлович. Царевна-Несмеяна. 1916.
Васнецов Виктор Михайлович. Царевна-Несмеяна. 1916.
Особое место в творчестве Васнецова занял живописный цикл «Поэма семи сказок». Эти картины он писал не на заказ, а для себя. «Спящая царевна», «Царевна-Несмеяна», «Баба-Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Сивка-Бурка» и «Ковер-самолет» – в сказочных полотнах отражена вся палитра глубоких переживаний мастера: от самых мрачных изображений сил зла до самых светлых и радостных образов добра и любви.
Виктор Васнецов. Баба-Яга. 1917.
Виктор Васнецов. Баба-Яга. 1917.
Васнецов работал над «Поэмой» в течение нескольких десятилетий: с 1880-х годов до последних дней жизни. В 1925 году он писал своему сыну Михаилу: «А я по мере сил и понемногу двигаю свои сказки — вернее, варианты на русские сказки. В зимнее время приходится работать не более 2-3 часов в день. Хоть на воробьиный шаг, а работа двигается, и то — слава Богу».
Васнецов Виктор Михайлович. Царевна-лягушка. 1918.
Васнецов Виктор Михайлович. Царевна-лягушка. 1918.
В «Поэме семи сказок» Васнецов обратился к сюжетам, знакомым и любимым им с самого детства. Но создавались эти картины не как иллюстрации. Пытаясь постичь самую суть народной души, Васнецов вкладывал в сюжеты, созданные народной фантазией, глубокий духовный смысл.
Васнецов Виктор. Архангел Михаил. 1914–1915
Васнецов Виктор. Архангел Михаил. 1914–1915
Поздний период жизни В.М. Васнецова пришелся на трудное для России время. Тяжело переживая войны и революционные потрясения, он создал ряд ярких произведений, в которых воины-змееборцы ведут непримиримый бой за Святую Русь. К змееборческой теме относится и картина «Архангел Михаил», задуманная и воплощенная под влиянием трагических событий Первой мировой войны. За основу этого произведения В.М. Васнецов взял текст последней книги Библии – «Откровения Иоанна Богослова». Архангел Михаил, полководец Небесных Сил бесплотных, поражает копьем-молнией змея — князя тьмы. В нижней части картины изображен залитый электрическим светом город, создающий впечатление города будущего. Однако, уже в конце ХIХ – начале ХХ века в России, странах Европы и в Америке происходила электрификация городов, появлялись небоскребы. Художник представил не город будущего, а город настоящего, подчеркнув, что борьба добра и зла не имеет границ во времени.
Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1890. Картон для росписи над входом на хоры.
Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1890. Картон для росписи над входом на хоры.
В отдельном зале экспонируются монументальные картоны (окончательные эскизы в натуральную величину, выполненные на холсте) к фрескам Владимирского собора в Киеве.
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890. Картон над входом в крестильню
Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. 1890. Картон над входом в крестильню
Программу росписи разработал археолог и профессор искусствоведения Адриан Прахов, он же пригласил Виктора Васнецова (в потом и Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского). По замыслу Прахова, роспись Владимирского собора должна быть выдержана в византийском стиле, который был распространен на Руси после принятия христианства князем Владимиром, которому и был посвящен собор.
Виктор Васнецов. Бог Саваоф. 1890. Картон для росписи плафона главного нефа
Виктор Васнецов. Бог Саваоф. 1890. Картон для росписи плафона главного нефа
На Виктора Васнецова легла основная часть работы - центральный неф, купол, образа главного иконостаса.
Виктор Михайлович Васнецов. «Единородный Сын Слово Божие». Картон для росписи плафона главного нефа.
Виктор Михайлович Васнецов. «Единородный Сын Слово Божие». Картон для росписи плафона главного нефа.
«Радость праведных о Господе», Преддверие рая. Трехчастная композиция. Центральный фрагмент.
«Радость праведных о Господе», Преддверие рая. Трехчастная композиция. Центральный фрагмент.
Самый большой катрон длиной 14 метров — это трехчастная композиция "Радость праведных о Господе" для росписи барабана главного купола
Виктор Васнецов «Радость праведных о Господе», Преддверие рая. Трехчастная композиция. Правый фрагмент.
Виктор Васнецов «Радость праведных о Господе», Преддверие рая. Трехчастная композиция. Правый фрагмент.
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Картон для росписи барабана главного купола. Трехчастная композиция. Левый  и центральный фрагмент.
Виктор Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. Картон для росписи барабана главного купола. Трехчастная композиция. Левый и центральный фрагмент.
Виктор Васнецов. Распятый Иисус Христос. 1890. Картон для росписи Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Распятый Иисус Христос. 1890. Картон для росписи Владимирского собора.
В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров. Труд просто титанический! Собор отапливался плохо. Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни.
Виктор Васнецов. Четыре всадника Апокалипсиса. 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
Виктор Васнецов. Четыре всадника Апокалипсиса. 1887. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве.
«Всадники» вызвали шок у комиссии, утверждавшей эскизы росписей: их содержание сочли непонятным для молящихся. Васнецову предложили другие сюжеты. Он их исполнил, но посетовал: «В старинных церквах Апокалипсис изображался, стало быть, нужно признать, что в старину люди были понятливее». В собрании петербургского музея находится эскиз, где в правом нижнем углу изображен римский император. Другой эскиз, с античной колоннадой (представленный на выставке), принадлежал Федору Шаляпину. Теперь он хранится в Российском национальном музее музыки в Москве.
Виктор Васнецов. Апокалипсис. 1889.
Виктор Васнецов. Апокалипсис. 1889.
К неосуществленной росписи в киевском Владимирском соборе относится и Триптих «Апокалипсис». В основе композиции лежит текст последней книги Библии – Откровения Иоанна Богослова, в которой содержится пророчество о событиях конца света. В верхней части триптиха Васнецов изобразил ангела, стоящего на солнце и призывающего птиц на вечерю Божию (Откр. 19: 17–18)
Средняя часть триптиха «Апокалипсис» – композиция «Воинствующий Христос»
Средняя часть триптиха «Апокалипсис» – композиция «Воинствующий Христос»
В композиции «Воинствующий Христос» Васнецов изобразил образ Слова Божия. «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: “Слово Божие”. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: “Царь царей и Господь господствующих”» (Откр. 19: 11–16).
Нижняя часть триптиха «Апокалипсис»
Нижняя часть триптиха «Апокалипсис»
в нижней части изображена вавилонская блудница рядом со Зверем (Откр. 17: 3–6).
Виктор Васнецов. Страшный суд. Вариант росписи западной стены. 1885-1893
Виктор Васнецов. Страшный суд. Вариант росписи западной стены. 1885-1893
Следуя традиционной системе расположения росписей в православном храме, Васнецов поместил композицию «Страшный суд» на западной стене. В центре композиции ангел с весами, которому предстоит взвесить человеческие души. Вверху – на небесах - Христос с молящими за человечество Богоматерью и Иоанном Крестителем в окружении ангелов и апостолов. Внизу – изображение земли и воды, отдающих своих мертвых.
Виктор Васнецов. Положение во гроб. Эскиз плащаницы главного престола Владимирского собора в Киеве, вышитой Е.А. Праховой, 1896
Виктор Васнецов. Положение во гроб. Эскиз плащаницы главного престола Владимирского собора в Киеве, вышитой Е.А. Праховой, 1896
В работе над росписями Владимирского собора в Киеве тема Христа в зависимости от сюжета приобретала у Васнецова разнообразную трактовку. В «Плащанице» драматизм и глубина скорби ощутимы во внутреннем напряжении и экспрессии образов, торжественной плавности композиции, одухотворенной пластике, «траурном» звучании колорита. Некоторая вытянутость фигур, лиц, рук придает образам особую изысканность.
Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. 1890. Картон для росписи Владимирского собора.
Виктор Васнецов. Христос Вседержитель. 1890. Картон для росписи Владимирского собора.
Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет (1885–1896). В процессе работы Виктор Васнецов выработал свой, "васнецовский" стиль, соединяя реалистические фигуры с условным фоном в манере русских икон и миниатюр и обрамляя все это орнаментом. Художник предполагал, что обращается к корням русского религиозного искусства. Спустя 15 лет, когда публика впервые увидела расчищенные древнерусские иконы, Васнецов признал: "Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал",— что совершенно не умаляет роли этого мастера в создании большого художественного стиля, памятником которому остаются росписи собора.
Васнецов Виктор Михайлович. Портрет Е.А. Праховой. 1894.
Васнецов Виктор Михайлович. Портрет Е.А. Праховой. 1894.
В период работы художника над украшением Владимирского собора в Киеве Васнецовым был написан и этот портрет. Елена серьезно занималась музыкой. В доме Праховых Васнецов слушал в исполнении Лёли, как звали в семье Елену, музыку Баха, Бетховена, Моцарта, Листа. Один из секторов выставки посвящен Абрамцево — усадьбе Саввы Мамонтова, которая долгие годы была культурным центром и вторым домом для многих художников, писателей, музыкантов.
Васнецов Виктор Михайлович. Снегурочка. 1899.
Васнецов Виктор Михайлович. Снегурочка. 1899.
Был у Васнецова и сценографический опыт. Впервые, художник пробовал свои силы в театре во время открытия Частной оперы Мамонтова в 1884 году. Мастер написал акварельный эскиз подводного терема из оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского. Остальные декорации к этой постановке были выполнены И. И. Левитаном. Затем, в 1885 году Виктор Михайлович блестяще оформил оперу «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, поставленную в этом же, ставшем известным московском театре. В дальнейшем, именно образ, созданный Васнецовым, был признан эталоном для этого спектакля во всем мире. Виктору Михайловичу удалось не только передать реализм и драматизм всех сказочных образов, но и создать неповторимую атмосферу легенды и настоящего русского духа. Свойственная русскому национальному характеру противоречивость, всегда интересовала художника.
Васнецов Аполлинарий. Ахтырка. Вид усадьбы 1894
Васнецов Аполлинарий. Ахтырка. Вид усадьбы 1894
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933) приехал в Москву в 1878 году вслед за старшим братом. Регулярного художественного образования он не получил, но обладая недюжинным талантом, стал известным живописцем и даже преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сменив на этом посту Валентина Серова. Свой творческий путь Аполлинарий начинал как пейзажист.
Аполлинарий Васнецов. Утро. 1892.
Аполлинарий Васнецов. Утро. 1892.
В 1890–1891 годах художник совершил несколько поездок на Средний и Южный Урал. В ходе этих поездок было создано значительное количество этюдов и рисунков, а также графические работы для иллюстрированных журналов. Собранный материал служил для художника источником вдохновения вплоть до конца 1920-х годов. Уральский цикл стал одним из центральных в его творчестве.
Аполлинарий Васнецов. Кама. 1895.
Аполлинарий Васнецов. Кама. 1895.
В работах нашли отражение размышления автора о смысле жизни, о непреходящих человеческих ценностях, о вечной красоте и силе природы.
Васнецов Аполлинарий Михайлович. Сибирь. 1894
Васнецов Аполлинарий Михайлович. Сибирь. 1894
Васнецов Аполлинарий. Элегия. 1893
Васнецов Аполлинарий. Элегия. 1893
Аполлинарий Васнецов. Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914
Аполлинарий Васнецов. Надвигающаяся на Феодосию лунная тень. 1914
С юных лет Аполлинарий Васнецов увлекался астрономией, любовь к которой перенял от отца, развивавшего в сыне природную наблюдательность. Уже в детстве Васнецов знал названия всех главных звезд и созвездий, понимал физические основы небесных явлений и астрономических законов. «Мне доставляло какое-то восторженное душевное удовольствие погружаться в бесконечную даль пространства, глядя на мириады звезд, тонущих в темных небесных безднах», – вспоминал позднее художник. Любительский интерес к астрономии со временем перерос в серьезное стремление к научным знаниям. В 1908 году Васнецов стал членом-учредителем Московского кружка любителей астрономии. Результатом наблюдений художника стало появление двух картин – «Солнечная корона» и «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень».
Васнецов Аполлинарий Михайлович. Озеро. 1902.
Васнецов Аполлинарий Михайлович. Озеро. 1902.
Своеобразной «лебединой песней» его пейзажа стала картина "Озеро". Она имела большой успех на «Выставке 36 художников», где впервые была экспонирована в 1902 году. Реалистичный пейзаж полон лиризма, передает ощущение тайны и северной народной легенды.
Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген. 1912.
Аполлинарий Васнецов. Юнгфрау. Венген. 1912.
В 1912 году А.М.Васнецов едет с семьей за границу. Он побывал на северных итальянских озерах и в Швейцарии. «Впечатление от Швейцарии осталось неизгладимое», вспоминал художник. От этой поездки сохранилось несколько интересных пейзажей, среди которых и "Юнгфрау..."
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894.
Аполлинарий Васнецов. Московский Кремль. Соборы. 1894.
в 1891-м Апполинарий Васнецов окончательно переехал в Москву и поселился в Кокоревском подворье на Софийской набережной. Вид на соборы Кремля, открывающийся из окон, усиливал его интерес к прошлому Руси. Художник начал писать исторические картины, воссоздавая виды средневековой Москвы.
Аполлинарий Васнецов. Москвский Кремль. 1897 год.
Аполлинарий Васнецов. Москвский Кремль. 1897 год.
Увлекшись темой изображения старой Москвы, Васнецов проводил огромную исследовательскую работу. Можно утверждать, что он работал и как историк, и как живописец, а в выполненных им подготовительных рисунках и эскизах можно увидеть и реконструкцию места в определенное время, и его художественное осмысление.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Охотный ряд. 1910.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Охотный ряд. 1910.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. XVII век. Книжные лавки на Спасском мосту. 1902.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. XVII век. Книжные лавки на Спасском мосту. 1902.
Работая над серией, Васнецов никуда не спешил и очень много внимания уделял подготовительному этапу. На поиск одно сюжета могло уйти несколько месяцев.
Аполлинарий Васнецов. Всесвятский мост. Москва конца XVII века. 1901.
Аполлинарий Васнецов. Всесвятский мост. Москва конца XVII века. 1901.
Художник делал выписки из исторических документов, тщательно изучал летописи, записки посещавших Московию заграничных гостей, средневековые карты, планы, этнографические материалы. Он прочел труды Николая Карамзина, Василия Ключевского, Сергея Соловьева, а Ивана Забелина, инициатора создания Императорского Российского Исторического музея (ныне Государственный Исторический музей), называл своим учителем.
Аполлинарий Васнецов. Вид в Кремле на Ивановской площади. XVII век. 1903.
Аполлинарий Васнецов. Вид в Кремле на Ивановской площади. XVII век. 1903.
Много времени Васнецов проводил в Историческом музее и Оружейной палате Московского Кремля. Сделанные открытия и выводы, художник излагал в докладах и представлял на научных конференциях. В частности, он регулярно выступал на заседаниях краеведческого общества «Старая Москва», основанного в 1909 году при Императорском Московском археологическом обществе.
Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912.
Аполлинарий Васнецов. Московский застенок. Конец XVI века. 1912.
Изучив теорию, Васнецов выработал четкую систему практической работы над московскими пейзажами. В начале он рисовал план-карту того места, которые избиралось для сюжета. Все архитектурные детали композиции Васнецов прорисовывал красной и черной тушью: красной — сооружения, которые сохранились до его времени, черной — утраченные, которые необходимо было реконструировать в картине. В результате черных контуров было значительно больше, что осложняло задачу и требовало дополнительных исследований.
Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913.
Аполлинарий Васнецов. Гонцы. Ранним утром в Кремле. 1913.
Затем Васнецов приступал непосредственно к эскизам. Для этого ему была нужна натура, и он искал ее, гуляя по Москве, не только в Кремле, но и на извилистых улочках, в переулках и двориках. Убеждаясь, что современный город почти полностью уничтожил новой застройкой старый, он воображал древность, используя для вдохновения старые карты или даже фрагменты старой кладки. Каждый эскиз он сопровождал своим графическим планом и пояснительной запиской. Его волновало все — от расположения построек до строительного камня, кирпича и элементов декора.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Семиверхая башня Старого города. 1917.
Аполлинарий Васнецов. Старая Москва. Семиверхая башня Старого города. 1917.
Таким образом, для каждой своей картины художник создавал большой вспомогательный фонд, воссоздающий атмосферу прошлого, уничтоженную современностью. Из этого собранного им фонда затем как из мозаичных кубиков формировалось итоговое произведение, которое, по сути, являлось сочинением Аполлинария Васнецова.
Аполлинарий Васнецов. Деревянный город. Москва XVI века. 1917.
Аполлинарий Васнецов. Деревянный город. Москва XVI века. 1917.
Серия «Старая Москва» принесла Аполлинарию Васнецову славу. 30 октября 1900 года Совет Академии художеств признал художника своим академиком, а спустя три года 27 октября 1903 года — действительным членом Императорской Академии художеств. Кроме того, 12 февраля 1901 года Васнецова избрали член-корреспондентом Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе, а 26 января 1906 года — действительным членом общества.
Андрей Васнецов. Натюрморт. Посудная полка. 1965
Андрей Васнецов. Натюрморт. Посудная полка. 1965
Ещё одна экспозиция посвящена творчеству внука Виктора Васнецова — Андрея Владимировича Васнецова (1924-2009). Будучи продолжателем династии Васнецовых, он кардинально в этом отношении отличался от своих знаменитых родственников. Андрей стал одним из основоположников последнего большого стиля русского искусства второй половины XX столетия – сурового стиля.
Андрей Васнецов. «Варшавянка», 1955
Андрей Васнецов. «Варшавянка», 1955
Женские портреты, натюрморты с нехитрой утварью и пейзажи развешены в Третьяковке без хронологического вектора. Работы 60-х и 90-х кажутся одной серией при том, что Васнецов специально не придумывал своей живописи никаких внешних отличительных особенностей, узнаваемого авторского знака. Единство – в структурности, в черном цвете и огрубленной пластике фигур.
Андрей Васнецов. Женский портрет, 1957
Андрей Васнецов. Женский портрет, 1957
Живопись Андрея Васнецова лаконична и аскетична. Палитра монохромна с преобладанием темных тонов.
Стирающая
Стирающая
Круг его тем постоянен: это пейзаж, натюрморт, портрет, фигуры в интерьере.
Мост через реку Ворю
Мост через реку Ворю
Андрей Васнецов. Натюрморт с черной курицей. 1955
Андрей Васнецов. Натюрморт с черной курицей. 1955
Самое известное произведение Андрея Васнецова — "Натюрморт с черной курицей" вызвало растерянность даже в профессиональных кругах. Критики увидели в картине двусмысленность, обличение советской системы и ее режима. Сам же Васнецов меньше всего подразумевал политические мотивы: «...это просто черная курица: черное на черном». Его покорил цвет – и только цвет курицы, увиденной им однажды у торговки. «Эта курица меня поразила своей необычной красотой. Я решил ее написать. Положил курицу на газету на стол, накрытый серой скатертью, рядом положил три яйца. Сзади повесил черную клеенку и написал за два часа»
Васнецов Андрей Владимирович. Завтрак. 1960.
Васнецов Андрей Владимирович. Завтрак. 1960.
Картину "Завтрак" в 1962-м на знаменитой выставке "30 лет МОСХ" увидел Никита Хрущев и был возмущен: "почему пустая тарелка у юноши и на что художник намекает". Андрея Владимировича даже вызывали на идеологическую комиссию.
Андрей Васнецов. Боровский монастырь, 1970-е
Андрей Васнецов. Боровский монастырь, 1970-е
Вопреки разносам партийной критики Андрей Владимирович Васнецов многое сделал, чтобы у нас появилось современное искусство стенописи, монументально-декоративного ансамбля - искусство, соединившее публицистическую актуальность, волевой интеллектуализм, присущую новому дню энергию ритмов и форм выражения с философией человечности.
Васнецов Андрей Владимирович. Большой обед. Семья Иванушкиных. 1953-1987.
Васнецов Андрей Владимирович. Большой обед. Семья Иванушкиных. 1953-1987.
Андрей Владимирович стал также одним из крупнейших мастеров-педагогов русской художественной школы второй половины XX века - многие годы возглавлял кафедру в Московском полиграфическом институте, из стен которого вышла целая когорта его учеников. Последний председатель Союза художников СССР, Андрей Васнецов имел звания действительного члена Академии художеств и народного художника.
Андрей Васнецов. Пейзаж с охотниками и лошадью. 1970-е
Андрей Васнецов. Пейзаж с охотниками и лошадью. 1970-е
Андрей Васнецов. Тася. 1970-е
Андрей Васнецов. Тася. 1970-е
Андрей Васнецов. Андроников монастырь. 1970-е
Андрей Васнецов. Андроников монастырь. 1970-е
"Мастерская на Вавилова, 65 (Портрет А. А. Леоновой)", 1984
Андрей Васнецов. Портрет Насти Васильцовой. 1990
Андрей Васнецов. Портрет Насти Васильцовой. 1990
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»
Выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век»

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому