Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 12:29
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин...
Фотоальбом

Великий Новгород: Музей изобразительных искусств

20 32

Новгородский Музей изобразительных искусств расположен на главной площади города в бывшем здании Дворянского собрания, построенном в 1851 году по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера. Более полувека парадные залы особняка были местом проведения дворянских депутатских и губернских земских собраний. Также здесь проходили концерты, музыкальные вечера, устраивались балы. К наиболее значительным историческим событиям, проходившим в стенах Дворянского собрания, относятся торжества 1862 года по случаю празднования 1000-летия российской государственности, на которых присутствовал император Александр II с семьей и свитой, и проведение в 1911 году XV Всероссийского археологического съезда.

В 1917-ом здание, естественно, утратило статус дворянства. До 1920 года там размещался лазарет, а позже — профсоюзы. В 1923 году часть помещений была отведена под единый губернский рабочий клуб с читальней, выставкой профессиональных достижений и отделом историко-политических воспоминаний.

Во время немецкой оккупации здание сильно пострадало и до середины прошлого века стояло в полуразрушенном состоянии, пока наконец не подверглось реконструкции, существенно изменившей внешний облик. Строение утратило богатый фасадный декор, однако обрело третий этаж и колонный портик.

В 2001-м году в здании был открыт Музей изобразительных искусств, являющийся частью Новгородского музея-заповедника.

Большая часть музейной коллекции была сформирована в 1920−1930 годах из закрытых дворянских усадеб, Государственного Русского музея и Российского музейного фонда.

Сегодня основная экспозиция музея «Русское искусство XVIII−XX веков» располагается в шести залах и двух холлах второго этажа.

Собрание художественных произведений включает картины Д. Левицкого, В. Боровиковского, Ф. Рокотова, К. Брюллова, В. Тропинина, И. Репина, И. Айвазовского и др. других именитых мастеров. В отдельных залах представлены произведения современных художников и фотографов.

Музей изобразительных искусств (Дом Дворянского депутатского собрания)
Музей изобразительных искусств (Дом Дворянского депутатского собрания)
Целенаправленное формирование Картинной галереи началось с 1918 года. За несколько лет Музей принял десятки произведений из усадеб новгородских дворян, Государственного музейного фонда, Русского музея, музея Академии художеств и Третьяковской галереи. В 1925 году в бывшем Губернаторском доме состоялось открытие первой экспозиции, входившей в состав Музея древнего и нового русского искусства, созданного под руководством Н.Г. Порфиридова.
Виллевальде Богдан Павлович. Наименование: «Открытие памятника “Тысячелетие России” в Новгороде в 1862 году», 1864
Виллевальде Богдан Павлович. Наименование: «Открытие памятника “Тысячелетие России” в Новгороде в 1862 году», 1864
Посетителей встречает полотно Б. Виллевальде «Открытие памятника «Тысячелетию России». В центре картины изображен величественный монумент. На его фоне тянется торжественная процессия — духовенство в белых облачениях, офицеры-кавалеристы в парадных мундирах. На заднем плане видны стены Новгородской крепости.
Бюст императора Александра II. Создан скульптором Альбертом Чаркиным по мотивам памятника Александра Опекушина.
Бюст императора Александра II. Создан скульптором Альбертом Чаркиным по мотивам памятника Александра Опекушина.
Экспонаты музея помогают сохранять атмосферу и историю здания. Бюст уснановлен у зала, в котором в 1862 году император Александр II проводил официальную церемонию празднования 1000-летия Российского государства.
Антропов А.П. Портрет Великого князя Павла Петровича. 1765
Антропов А.П. Портрет Великого князя Павла Петровича. 1765
К числу первоначальных поступлений музея относятся и работы, выполненные в 1766 году Алексеем Петровичем Антроповым, одним из первых отечественных портретистов. Портрет Павла I приобрёл граф Григорий Григорьевич Кушелев, которого мы тоже можем видеть рядом на портрете Боровиковского. Это друг детства императора Павла, который был одним из его самых верных и преданных друзей.
Г. Гроот. Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком-скороходом. 1740-е гг.
Г. Гроот. Конный портрет императрицы Елизаветы Петровны с арапчонком-скороходом. 1740-е гг.
На картине императрица Елизавета Петровна изображена на белом коне, на фоне фантастического парка и морских просторов. Подчиняясь грациозному ритму движения всадницы, рядом легко бежит сопровождающий ее герольд-арапчонок. Словно подпрыгнув в изящном танцевальном па, слуга с восхищением взирает на императрицу, предстающую перед подданными не только как самодержавная правительница и продолжательница дел Петра Великого (на что указывают мундир Преображенского полка, маршальский жезл и корабли, изображенные вдали), но и как признанная красавица своего времени.
Лампи Старший. Портрет Екатерины II. 1792
Лампи Старший. Портрет Екатерины II. 1792
Д.Г.Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II. 1794
Д.Г.Левицкий. Портрет императрицы Екатерины II. 1794
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет императора Павла I. 1796
Владимир Лукич Боровиковский. Портрет императора Павла I. 1796
Павел предстает здесь необычайно моложавым, а ведь ему уже сорок два! Кроме того, он энергичен, самонадеян и кажется весел (а веселость отнюдь не была характерной чертой его натуры). Павлу этот портрет не понравился.
В.Боровиковский. Портрет графа Кушелева Г.Г. с детьми. 1801
В.Боровиковский. Портрет графа Кушелева Г.Г. с детьми. 1801
Адмирал представлен в парадном ордена Андрея Первозванного костюме, рядом два его сына, Александр и Григорий
Д.Э. Доу. Портрет адмирала Степана Ивановича Миницкого. 1823
Д.Э. Доу. Портрет адмирала Степана Ивановича Миницкого. 1823
Перед нами представитель морской династии, контр-адмирал, начальник Охотского морского порта Михаил Миницкий. Он сыграл важную роль в становлении военного флота на Дальнем Востоке.
Неизвестный художник. Портрет графа А.Ф. Орлова.  1820-1830-е гг.
Неизвестный художник. Портрет графа А.Ф. Орлова. 1820-1830-е гг.
Иоганн (Янош) Ромбауер. Степан Иловайский VIII. Начало XIX в
Иоганн (Янош) Ромбауер. Степан Иловайский VIII. Начало XIX в
Новгородский музей приобрел портрет в 1993 году как работу неизвестного художника. В ходе исследований научным сотрудникам музея удалось определить имя автора, а чуть позже и имя изображенного на портрете. В левой части картины показан очень интересный головной убор. Это шапка с красным остроконечным завершением, перьями и серебряным витым шнуром с кистями.
Неизвестный художник. Портрет графини Е.А. Стройновской. 1820-е гг.
Неизвестный художник. Портрет графини Е.А. Стройновской. 1820-е гг.
Именно её, Екатерину Александровну Стройновскую, исследователи творчества А.С. Пушкина считают одним из прообразов Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин»
Юзеф Олешкевич. Портрет графа В.В. Стройновского. 1800-1810 гг.
Юзеф Олешкевич. Портрет графа В.В. Стройновского. 1800-1810 гг.
Зал
Зал "Провинциальное искусство первой половины XIX века"
Неизвестный художник. Портрет неизвестной. 1820-е гг.
Неизвестный художник. Портрет неизвестной. 1820-е гг.
Неизвестный художник. Портрет неизвестной. 1830-е гг.
Неизвестный художник. Портрет неизвестной. 1830-е гг.
Неизвестный художник. Портрет Н.Я Ветлицкой. 1810
Неизвестный художник. Портрет Н.Я Ветлицкой. 1810
Очередной зал представляет русское академическое искусство первой половины XIX века
Очередной зал представляет русское академическое искусство первой половины XIX века
Ф.Крюгер. Портрет императора Николая I. 1830-1840-е г.г.
Ф.Крюгер. Портрет императора Николая I. 1830-1840-е г.г.
Неизвестный художник круга В.Боровиковского. Портрет С.С. Яковлева
Неизвестный художник круга В.Боровиковского. Портрет С.С. Яковлева
А.И.Иванов. Оплакивание Христа. 1831
А.И.Иванов. Оплакивание Христа. 1831
А.Е.Егоров. Симеон Богоприимец. 1830-1840-е г.г.
А.Е.Егоров. Симеон Богоприимец. 1830-1840-е г.г.
К.Д.Флавицкий. Суд царя Соломона. 1854
К.Д.Флавицкий. Суд царя Соломона. 1854
Г.И.Семирадский. Христос и грешница. 1872
Г.И.Семирадский. Христос и грешница. 1872
В. А. Тропинин. Портрет девушки с красной шалью. 1820-1830-е гг.
В. А. Тропинин. Портрет девушки с красной шалью. 1820-1830-е гг.
К.Брюллов. Женский портрет. 1840-е
К.Брюллов. Женский портрет. 1840-е
Брюллов К.П. Портрет поэта и переводчика Александра Николаевича Струговщикова. 1840
Брюллов К.П. Портрет поэта и переводчика Александра Николаевича Струговщикова. 1840
Матвеев Ф.М. Каскады близ Рима. 1806
Матвеев Ф.М. Каскады близ Рима. 1806
Айвазовский И.К. Тройка в степи. 1865
Айвазовский И.К. Тройка в степи. 1865
Айвазовский Иван Константинович. Ночь на Украине. 1871
Айвазовский Иван Константинович. Ночь на Украине. 1871
Т.А.фон Нефф. Купальщица. 1844
Т.А.фон Нефф. Купальщица. 1844
Кристина Робертсон. Портрет З. И. Юсуповой. 1840
Кристина Робертсон. Портрет З. И. Юсуповой. 1840
Часы. Франция. Париж. Фирма Le Roy et fils. Первая четверть XIX века
Часы. Франция. Париж. Фирма Le Roy et fils. Первая четверть XIX века
Каминные часы находились в усадьбе графа Аракчеева в Грузино. Механические часы с боем были сделаны французскими мастерами в первой четверти 19 века и долгое время находились в разобранном состоянии в фондах музея. 10 лет назад был проведен первый этап реставрационных работ, но окончательно первоначальный вид часам команда реставраторов возвратила совсем недавно. Мастера в течение многих месяцев спасали художественное литье от разрушающей коррозии и восстанавливали утраченные элементы, поддерживающие композицию.
Неизвестный художник круга Брюллова. Портрет неизвестной в тюрбане. 1830-е
Неизвестный художник круга Брюллова. Портрет неизвестной в тюрбане. 1830-е
И.Я.Дорнер - младший. Невольницы. 1852
И.Я.Дорнер - младший. Невольницы. 1852
Полотно было создано художником на волне всеобщего увлечения экзотикой Востока — вымышленные восточные красавицы и «пленницы гарема» пользовались большим успехом у современников. «Невольницы» вызывали восхищение публики изяществом форм, эффектной зрелищностью и совершенством исполнения. Внимание зрителя привлекает прежде всего эффектно выделяющаяся на тёмном фоне ярко освещённая фигура сидящей обнаженной молодой женщины, чьи глаза полны слёз. Лицо второй наложницы мы не видим — она в безутешном отчаянии обнимает подругу, готовясь к ожидающей ее участи.
А. Мордвинов. Морской вид. 1840-1850-е гг.
А. Мордвинов. Морской вид. 1840-1850-е гг.
А.В.Маковский. Портрет мальчика Мордвинова. 1900
А.В.Маковский. Портрет мальчика Мордвинова. 1900
На портрете — граф Александр Александрович Мордвинов-младший в 13-летнем возрасте. Александр Мордвинов-младший — правнук выдающегося государственного деятеля адмирала Н. С. Мордвинова и сын графа А. А. Мордвинова — шталмейстера Высочайшего Двора и предводителя дворянства Санкт-Петербургской губернии.
К.Е.Маковский. Вид на храм Христа Спасителя и Московский Кремль. 1873
К.Е.Маковский. Вид на храм Христа Спасителя и Московский Кремль. 1873
К.Е.Маковский. Маленький антиквар. 1884
К.Е.Маковский. Маленький антиквар. 1884
В центре картины, на кресле – четырехлетний сын художника Сергей увлеченно протирает эфес шпаги. Вокруг мальчика расположены антикварная мебель, ковры, старинная утварь, оружие… Художник передал образ ребенка, который чувствует себя свободно и уютно в мире старинных вещей.
Х.П.Платонов. Мальчик, стреляющий из лука. 1878
Х.П.Платонов. Мальчик, стреляющий из лука. 1878
К.Ф. Торглер. Женский портрет. 1913
К.Ф. Торглер. Женский портрет. 1913
В.В.Верещагин. Пейзаж. 1880-е гг.
В.В.Верещагин. Пейзаж. 1880-е гг.
Генрих Семирадский. Грешница. 1873
Генрих Семирадский. Грешница. 1873
 И. Крамской. Портрет неизвестной.
И. Крамской. Портрет неизвестной.
Самая известная «Неизвестная» Крамского хранится в Третьяковке. Но и этот портрет дамы в синем платье ничуть не уступает знаменитому по художественным достоинствам. Образ настолько живой, что можно уловить настроение и характер модели.
Прянишников И. М. У тихой пристани.  1840
Прянишников И. М. У тихой пристани. 1840
И.И.Творожников. Горе.  1880-1890-е г.г.
И.И.Творожников. Горе. 1880-1890-е г.г.
В.Д.Поленов. Осень. 1912
В.Д.Поленов. Осень. 1912
Н.А.Сергеев. Сенокос. 1887
Н.А.Сергеев. Сенокос. 1887
Картина «Сенокос» (1887) обладает уникальной атмосферой безмятежности, которая возникает благодаря мастерству и индивидуальному стилю художника. Особенность техники Николая Сергеева заключается в искусном использовании контрастов и необычных комбинаций цветов, а также экспериментировании с композицией. Работы художника излучают свет и наполнены воздухом, что вызывает чувство спокойствия, располагает к неторопливому течению мыслей.
Р.-К.К.Зоммер. Караван. 1903
Р.-К.К.Зоммер. Караван. 1903
Лагорио. Кавказ. 1863
Лагорио. Кавказ. 1863
К. Петров-Водкин. Фектя. 1916
К. Петров-Водкин. Фектя. 1916
Одно из наиболее выразительных произведений художника Кузьмы Петрова-Водкина «Мальчик Фёктя» до недавних пор считалось портретом мальчика. Теперь известно, что это не так. Рыжеволосая Феоктиста Липатова или Фёктя, как звали ее в семье, — дальняя родственница художника из Хвалынска (Саратовская обл). Петров-Водкин написал её портрет летом 1916 года. Перед приездом в Хвалынск, художник посетил Ферапонтов монастырь со знаменитыми фресками Дионисия. Исследователи полагают, что по впечатлениям от них Петров-Водкин и создал портрет ребенка. Не по-детски серьезный взгляд, сияющее как нимб золото волос – образ, полный нравственной чистоты и гармоничности бытия. А высокая линия горизонта, спадающая к боковым краям картины, создает впечатление что фигура возвышается над землёй.
В.М.Васнецов. Гусляры. 1901
В.М.Васнецов. Гусляры. 1901
Картина "Гусляры" написана В. М. Васнецовым в 1898 году, а в 1901 году автор выполнил ее копию, которую сегодня можно увидеть в экспозиции в Музее изобразительных искусств. Стиль, в котором написана картина, относится к исторической живописи. «Преданья старины глубокой» можно видеть и на этом полотне, где рассказчики погружают слушателя в еще более древние миры сказаний. В те времена, в гусляры шли по причине физического недостатка: музыкантами становились слепцы, которые не могли полноценно трудиться. На картине неслучайно изображены три разновозрастные фигуры с закрытыми глазами: отрок, зрелый муж и убеленный старец являются незрячими.
М.В.Нестеров. Благовещение. 1901
М.В.Нестеров. Благовещение. 1901
этот эскиз был выполнен для росписи церкви Александра Невского в грузинском городе Абастумани. Евангельский сюжет представлен автором невероятно жизненно, но при этом не возникает сомнений в том, что перед нами одно из самых значимых событий христианского мира. Нестерову удается передать важность этого момента посредством композиционного и цветового решения, в ярких образах Девы Марии и архангела Гавриила.
К.А.Коровин. Терраса. 1917
К.А.Коровин. Терраса. 1917
«Терраса» выполнена художником в Гурзуфе, где находилась его дача с начала 1900-х гг. Яркое солнце, насыщенные южные краски, две дамы в светлых платьях передают атмосферу умиротворенного летнего отдыха.
Архип Куинджи. Розовое облако. 1900-е гг.
Архип Куинджи. Розовое облако. 1900-е гг.
Это небольшое, но бесценное полотно относится к уникальным экспонатам.
Каминные часы
Каминные часы
В музее регулярно и довольно интенсивно проводят временные выставки. В апреле этого года состоялось открытие выставки «Читаем Пушкина».
В музее регулярно и довольно интенсивно проводят временные выставки. В апреле этого года состоялось открытие выставки «Читаем Пушкина».
Зулкарнай Рабаданов. Дореволюционная одежда горянки. 2000
Зулкарнай Рабаданов. Дореволюционная одежда горянки. 2000
Выставка "Узоры и ритмы Кавказа" знакомит с работами четырех поколений дагестанских мастеров и художников.
Зулкарнай Рабаданов. Село Гамсутль. 2021
Зулкарнай Рабаданов. Село Гамсутль. 2021
Работы художников, объединенные единой темой Дагестана, отражают любовь к родной земле, родному очагу. На их полотнах - горные и архитектурные пейзажи, аулы, памятники горской архитектуры, народные мастера за традиционным ремеслом, портреты горцев и горянок в ярких национальных костюмах.
Хайруллах Курбанов. Солистка ансамбля. 2008
Хайруллах Курбанов. Солистка ансамбля. 2008
Нариман Дамаданов. Башня Шиназа. 2023
Нариман Дамаданов. Башня Шиназа. 2023
Ю.В.Котельникова. Белая Башня. 1911
Ю.В.Котельникова. Белая Башня. 1911
П. Трубецкой. С. Ю. Витте. Конец XIX – начало XX века
П. Трубецкой. С. Ю. Витте. Конец XIX – начало XX века

Цикл материалов "Великий Новгород"

  1. Господин Великий Новгород
  2. Великий Новгород: Музей изобразительных искусств

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому