Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была сегодня 1:31
Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин...
Фотоальбом

Псков: Картинная галерея и Поганкины палаты

NEX-5T
9 30
Псков — Россия Май 2024

Так получилось, что мы приехали в Псков рано утром, задолго до заселения в аппартаменты. Хозяин квартиры отказал нам в раннем заезде, а погода не располагала к длительным прогулкам — на улице было сыро и холодно. Чтобы с пользой скоротать время, мы решили пойти в музей — «Картинную галерею Псковского музея-заповедника» (ул. Некрасова, 7). Вместе с другими филиалами и стоящими по соседству Поганкиными палатами галерея входит состав Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Псковский объединенный музей-заповедник — один из старейших музеев России. Он был открыт в 1876 году силами местных краеведов. Даже в трудные годы революции и ВОВ музей не закрывал двери для посетителей.

Сегодня фонды музея насчитывают более 670 тыс. единиц хранения. В их составе — коллекции псковской иконописи XIV — XVII вв., художественного серебра XVI — XIX вв., картин русских и западноевропейских художников, прикладного искусства, археологических находок, редких книг.

Картинная галерея занимает частично сохранившееся здание, построенное в 1913 году для Художественно-промышленной школы на средства выдающегося государственного и земского деятеля и щедрого мецената Николая Фёдоровича Фан-дер-Флита.

Экспозиционное пространство занимает три этажа и включает в себя пять залов, три коридора и небольшой вестибюль второго этажа.

В залах галереи экспонируются работы лучших русских художников XVIII–XX веков: Никитин, Рокотов, Репин, Шишкин, Боровиковский, Брюллов, Тропинин, Айвазовский, Куинджи и другие. Наряду с произведениями известных мастеров в собрании имеется немало работ малоизвестных псковских художников.

Отдельного внимания заслуживает коллекция древних икон. Несмотря на многочисленные утраты, нанесенные собранию во время Великой Отечественной войны, музей обладает самой полной коллекцией псковской иконописи.

Через здание галереи осуществляется вход в Поганкины палаты, возведенные в XVII веке известным псковским купцом Сергеем Поганкиным. Здание полностью отреставрировано и используется для проведения выставок.

Приглашаю вас, дорогие друзья, совершить увлекательное путешествие, позволяющее проследить все этапы становления этого замечательного музейного комплекса.

С момента своего создания в 1876 году Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, основанный  как Псковский церковно-археологический музей,  претерпевал значительные изменения.
С момента своего создания в 1876 году Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, основанный как Псковский церковно-археологический музей, претерпевал значительные изменения.
Поначалу музейные коллекции были весьма скомными. В картинной галерее  находились лишь портреты лиц, принадлежавших к царской фамилии, и виды города Пскова. Более интенсивно музей стал пополняться произведениями искусства лишь в начале нашего века. Так, в 1909 году ему была передана коллекция картин, скульптуры, фарфора и бронзы А. Мицкевича и несколько полотен из собрания известного историка, профессора  И. Шляпкина.
Поначалу музейные коллекции были весьма скомными. В картинной галерее находились лишь портреты лиц, принадлежавших к царской фамилии, и виды города Пскова. Более интенсивно музей стал пополняться произведениями искусства лишь в начале нашего века. Так, в 1909 году ему была передана коллекция картин, скульптуры, фарфора и бронзы А. Мицкевича и несколько полотен из собрания известного историка, профессора И. Шляпкина.
Неизвестный художник. Портрет молодой купчихи. Первая половина XIX в. Из государственного Эрмитажа, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина.
Неизвестный художник. Портрет молодой купчихи. Первая половина XIX в. Из государственного Эрмитажа, ранее в собрании Ф.М. Плюшкина.
Самым крупным дореволюционным поступлением была часть богатейшего собрания Ф. Плюшкина. Увлечённый, любознательный человек, он всю свою жизнь посвятил собиранию коллекции, включавшей археологические находки и нумизматику, предметы вооружения и быта, рукописи и книги, картины и гравюры. Сохранить в целости уникальную коллекцию псковского купца не удалось: лучшие экспонаты отправились в Эрмитаж и Русский музей, а другие распределились по прочим музеям.
А.И. Иванов. «Селена и Эндимион», 1797. Из коллекции Плюшкина
А.И. Иванов. «Селена и Эндимион», 1797. Из коллекции Плюшкина
В Пскове осталась лишь малая часть огромной плюшкинской коллекции. Среди них несколько живописных произведений XVIII—XIX веков.
Никитин И.Н. Портрет Петра I. Начало XVIII века. Из коллекции Плюшкина.
Никитин И.Н. Портрет Петра I. Начало XVIII века. Из коллекции Плюшкина.
Один из портретов, изображающий Петра I, традиционно приписывается кисти И. Никитина. Художник изображает императора в воинских доспехах, с горностаевой мантией, перекинутой через плечо, с голубой андреевской лентой. Но наличие этих атрибутов парадного портрета не мешает серьёзному восприятию психологического образа Петра I, его внутренней напряжённой сосредоточенности, обаянию его сильной личности.
Ж.-Л. Вуаль. Портрет Г. А. Строганова. X., м. 1787.
Ж.-Л. Вуаль. Портрет Г. А. Строганова. X., м. 1787.
После Октябрьской революции Псковский музей был признан народным достоянием. Он был взят государством под охрану, а в апреле 1921 года открылась Картинная галерея. В музейное собрание стали вливаться художнственные произведения, ранее находившиеся в старинных дворянских усадьбах, церквях и монастырях Псковского края. В 1925 г. в галерею перешла часть солидной коллекции баронов и графов Строгановых. Будучи людьми образованными и влиятельными, они развивали не только промышленность, но и искусства.
Зерцалов В.Т.
Зерцалов В.Т. "Мальчик с игрушками", 1824-25 г.
Небольшое полотно «Мальчик с игрушками» поступило из Новоржевского уезда. Возможно, художник был крепостным помещиков Философовых.
Неизвестный художник. Портрет Александры Петровны Вохиной (XIX век)
Неизвестный художник. Портрет Александры Петровны Вохиной (XIX век)
Музей обладает достаточно большим предметным фондом рода Вохиных. Всего в коллекции насчитывается более 300 экспонатов, включая портреты Василия Федоровича Вохина (XIX век) и Александры Петровны Вохиной (XIX век). Среди прочих предметов - родовая печать и кубок из кокосового ореха с выгравированными портретами героев Отечественной войны 1812 года Кутузова, Витгенштейна и Платова.
Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночь в Крыму. 1862.  Из собрания супругов Фан-дер-Флит.
Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночь в Крыму. 1862. Из собрания супругов Фан-дер-Флит.
Вскоре после Великой Октябрьской революции картинная галерея разместилась в бывшем здании художественно-промышленной школы им. Н. Ф. Фан дер Флита. Из собрания этой семьи в музей поступили этюды А. Куинджи и ряд живописных и графических произведений И. Айвазовского, подаренных автором.
Иван Айвазовский.
Иван Айвазовский. "Прибой". 1897.
В Псковский музей-заповедник в разное время поступили десять работ И.К. Айвазовского из нескольких источников.
В залах картинной галереи
В залах картинной галереи
Перед ВОВ музей обладал богатейшими коллекциями археологии, нумизматики, рукописных и старопечатных книг и документов (древлехранилище), иконописи и других произведений церковного искусства. В музее имелись собрания русской и западноевропейской живописи, графики, мелкой пластики, фарфора, естественнонаучные коллекции. За три года немецкой оккупации музей был нещадно разорен и разграблен фашистами. Многие бесценные экспонаты найти и вернуть так и не удалось.
Когда тяжелые военные годы остались позади, началось медленное восстановление и развитие музея.  С помощью неустанного кропотливого труда художников, архитекторов, реставраторов и др. специалистов удалось возродить и сохранить множество уникальных шедевров.
Когда тяжелые военные годы остались позади, началось медленное восстановление и развитие музея. С помощью неустанного кропотливого труда художников, архитекторов, реставраторов и др. специалистов удалось возродить и сохранить множество уникальных шедевров.
Капков Яков Федорович. Силоамская купель. 1845. До 1930 года хранилась в музее Академии художеств, а затем передана Псковскому музею.
Капков Яков Федорович. Силоамская купель. 1845. До 1930 года хранилась в музее Академии художеств, а затем передана Псковскому музею.
Постепенно музей восстанавливался и залечивая раны входил в колею обычной мирной жизни. Была возобновлена экспозиция русского искусства XVIII — начала XX веков, устраивались художественные выставки, снаряжались экспедиции по области для выявления и собирания памятников древнерусского искусства.
Неизвестный художник.
Неизвестный художник. "Портрет цесаревны"
Карл Павлович Брюллов. «Голова юной девушки». 1840.
Карл Павлович Брюллов. «Голова юной девушки». 1840.
В.Л. Боровиковский «Портрет княгини Барятинской», 1807.
В.Л. Боровиковский «Портрет княгини Барятинской», 1807.
Большую помощь в формировании и сложении музейной коллекции оказал Государственный Русский музей. В разное время оттуда прибыли замечательные полотна русских художников, в частности произведения национальной портретной живописи. Творчество талантливого русского портретиста В. Боровиковского представлено романтически-взволнованным портретом М. Ф. Барятинской.
Ф.С. Рокотов. Портрет Великого князя Константина Павловича. начало 1780 гг. Из собрания Русского музея
Ф.С. Рокотов. Портрет Великого князя Константина Павловича. начало 1780 гг. Из собрания Русского музея
Борис Дмитриевич Григорьев. «Сон» («Привал комедиантов») 1913-1914.
Борис Дмитриевич Григорьев. «Сон» («Привал комедиантов») 1913-1914.
Григорьев Борис Дмитриевич. Уолт Уитмен. Эскиз панно
Григорьев Борис Дмитриевич. Уолт Уитмен. Эскиз панно "Социализм". 1918. Из Государственного Эрмитажа в 1960.
Александр Иванович Вахрамеев (1874 – 1926). Танцы в Морском училище.
Александр Иванович Вахрамеев (1874 – 1926). Танцы в Морском училище.
(картина бликует, конечно, но пляшут они залихватски)
С.Ф. Щедрин «Итальянский пейзаж. Амальфи», 1826—1827 гг.
С.Ф. Щедрин «Итальянский пейзаж. Амальфи», 1826—1827 гг.
Среди даров Русского музея, обращают на себя внимание итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина. Один из них — «Итальянский пейзаж. Капри» относится к серии марин, над которыми художник работал в 1825—1827 годах. Пейзажи этой поры пронизаны светом и наподнены солнцем.
Семирадский Генрих Ипполитович. «Христос и грешница». 1873. Картина из коллекции архимандрита Алипия (Воронова)
Семирадский Генрих Ипполитович. «Христос и грешница». 1873. Картина из коллекции архимандрита Алипия (Воронова)
В 1975 и 1978 гг. благодаря стараниям Саввы Васильевича Ямщиковав в Псковский музей из Русского музея была передана часть европейского собрания архимандрита Алипия (Воронова). Художник, реставратор, иконописец, фронтовик, прошедший путь от Москвы до Берлина, духовный наставник, коллекционер, наместник Псково-Печерского монастыря (с 1959 по 1975 год) был человеком сложной и причуд­ливой судьбы. Много раз он спасал обитель от закрытия, восстановил монастырские стены и башни, а также вернул сокровища из монастырской ризницы, вывезенные нацистами в Германию.
Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны.
Виже-Лебрен. Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны.
Уже почти полвека Псковский музей-заповедник сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным академическим институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. За это время студентами Академии художеств под руководством профессоров было отреставрировано более 450 произведений искусства. Недавно в экспозицию после реставрации вернулся «Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны», написанный легендарной французской художницей Веже Лебрен.
Ф. Рокотов «Портрет императрицы Екатерины II»
Ф. Рокотов «Портрет императрицы Екатерины II»
Вторую жизнь в руках реставраторов получил и «Портрет императрицы Екатерины II» кисти Федора Рокотова.
Портрет Е.П.Коновнициной
Портрет Е.П.Коновнициной
Не так давно пребывал на реставрации в северной столице и портрет дочери героя Отечественной войны 1812 года Петра Коновницына Елизаветы, исполненный в начале XIX века неизвестным художником. До поступления в музей хранился в Гдовском имении Коновницыных Кярово. На многих выставках эта работа входила в раздел «русский детский портрет XVIII – XX веков.
Кольцов С.В.
Кольцов С.В. "Прогульщик" и "Рабфаковец", 1931
В 1950-е годы в музей стали активно поступать произведения советских художников. Из присланных Министерствами культуры СССР и РСФСР, Академией художеств СССР произведений складывалась коллекция советского изобразительного искусства.
Михайлов Вячеслав Саввич.
Михайлов Вячеслав Саввич. "Страдание". 2012.
Позднеев Николай Матвеевич. Из школы. 1956.
Позднеев Николай Матвеевич. Из школы. 1956.
Иконы XVI в.: Омовение ног ученикам; Жены-мироносицы у Гроба Господня; Воскресение — сошествие во Ад
Иконы XVI в.: Омовение ног ученикам; Жены-мироносицы у Гроба Господня; Воскресение — сошествие во Ад
Гордостью музея является великолепное собрание псковских икон – крупнейшее в мире, не имеющее аналогов. Более 500 икон, находящихся в нем, датируются 14-17 веками. Некоторые редкие иконы были обнаружены в результате систематически проводимых экспедиций в различные районы Псковщины.
Икона
Икона "Огненное восхождение Пророка Илии", первая половина XVI века
Манера письма художников древнего Пскова поистине уникальна. Для псковских икон характерен драматизм, утяжеленность фигур, любовь к декоративной отделке, сочнось красок, преобладание в палитре глубоких зеленых и коричнево-красных тонов, повышенная эмоциональность и необычайная экспрессия персонажей.
Чудо Георгия о змие. Середина XVI века
Чудо Георгия о змие. Середина XVI века
Почти все сохранившиеся иконы свидетельствуют о том, что псковские мастера всегда стремились писать по-своему.
Икона «Св. князья Борис, Всеволод-Гавриил и Глеб». XVII век.
Икона «Св. князья Борис, Всеволод-Гавриил и Глеб». XVII век.
Огненное восхождение пророка Ильи. Конец XVI века.
Огненное восхождение пророка Ильи. Конец XVI века.
Икона
Икона "Соловецкие чудотворцы Савватий и Зосима"
Икона «Богоматерь Умиление, с праздниками в восьми клеймах». Середина XVI в. Происходит из церкви св. Николая в Любятове.
Икона «Богоматерь Умиление, с праздниками в восьми клеймах». Середина XVI в. Происходит из церкви св. Николая в Любятове.
Икона
Икона "Сошествие во ад с избранными святыми". Середина — третья четверть XV века. Из довоенного собрания Псковского музея.
Яркий представитель псковской иконописной школы – икона "Сошествие во ад с избранными святыми". Исследователи не раз отмечали самобытность этого сюжета. Особое построение центральной группы, где Христос в красных (!) одеждах выводит Адама и Еву из ада, характерное изображение мандорлы (сияния вокруг фигуры Христа) и композиционные приемы, подчеркивающие динамику происходящего, придают изображению особый, мистический настрой.
Деисусный чин. Первая половина XV в. В годы ВОВ иконы были похищены фашистами. Возвращены в музей после 1945 года.
Деисусный чин. Первая половина XV в. В годы ВОВ иконы были похищены фашистами. Возвращены в музей после 1945 года.
Иконы деисусного чина демонстрируют зрелую, яркую и окончательно сформировавшуюся художественную традицию. Высочайшее живописное мастерство, эмоциональность образов позволяют причислить иконы к числу лучших произведений псковской живописи.
«Распятие». XVII век
«Распятие». XVII век
В 50-ые годы XX века началось сотрудничество музея с центром имени академика И.Э. Грабаря (Москва). За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Часто совершают невозможное.
Икона
Икона "Святая равноапостольная княгиня Ольга Российская", конец XVIII века
Иногда в ходе реставрационных работ случаются сюрпризы. Так, например, случилось с иконой "Святая равноапостольная княгиня Ольга Российская". Выяснилось, что под верхним красочным слоем и олифой существует ещё одно изображение. На левой стороне иконы открылся фрагмент первоначального авторского изображеня княгини, реки Великой и позёма. В настоящее время на иконе можно видеть два иконографических варианта одного сюжета. Сочетание двух фигур наглядно показывает, как в течение времени менялось понимание и трактовка легендарного образа.
Коллекция икон святого Христофора Псеглавца XVII и нач. XVIII вв.. Происходят из храмов Псковской области
Коллекция икон святого Христофора Псеглавца XVII и нач. XVIII вв.. Происходят из храмов Псковской области
Среди уникальных сокровищ Псковского музея-заповедника есть три иконы с изображением св. мученика-воина Христофора (редкой ныне иконографии). Его «сказочный» облик, пожалуй, лучше прочих выявляет характерную для псковитян упорную приверженность традициям. Святой Христофор, в миру Репрев, живший в III веке, был одним из первомучеников и широко почитался в России вплоть до XVIII в. , когда по приказу Священного Синода иконы «с песьею главою» были официально запрещены как «противные естеству, истории и самой истине». Образы этого святого либо исправляли, либо убирали из молельного пространства. Однако в Пскове сохранилось несколько неизмененных икон.
Икона «Святая Троица с предстоящими избранными святыми: Свв. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Савватий Соловецкий чудотворец, Зосима Соловеций чудотворец, Александр Невский, в схиме Алексий, Василий Блаженный Московский чудотворец».
Икона «Святая Троица с предстоящими избранными святыми: Свв. Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Савватий Соловецкий чудотворец, Зосима Соловеций чудотворец, Александр Невский, в схиме Алексий, Василий Блаженный Московский чудотворец».
Выдающимся памятником древнерусской живописи конца XVII века является икона «Святая Троица с избранными святыми». Икона подписная и сохранила имя автора – Матвеев Федот – иконописец Оружейной палаты. В группе святых слева изображён Преподобный князь Александр Невский в монашеском облачении, которое напоминает, что перед смертью князь Александр принял иночество с именем Алексей.
Через здание галереи осуществляется вход в Поганкины палаты, возведенные в XVII веке известным псковским купцом Сергеем Поганкиным.
Через здание галереи осуществляется вход в Поганкины палаты, возведенные в XVII веке известным псковским купцом Сергеем Поганкиным.
Строились купеческие хоромы по принципу «мой дом – моя крепость» – с бойницами, узкими окнами, железными ставнями и крепкими стенами. Говорят, что подземный ход из подвалов двора, вел в сторону пристани, где у Поганкина всегда дежурила лодка с гребцами, готовая в любую минуту выйти в реку Великая, поставить парус, и отправиться прямиком в Ливонию.
Строились купеческие хоромы по принципу «мой дом – моя крепость» – с бойницами, узкими окнами, железными ставнями и крепкими стенами. Говорят, что подземный ход из подвалов двора, вел в сторону пристани, где у Поганкина всегда дежурила лодка с гребцами, готовая в любую минуту выйти в реку Великая, поставить парус, и отправиться прямиком в Ливонию.
 До наших дней сведений о Сергее Ивановиче Поганкине дошло не много. Неизвестна даже дата его рождения (мы знаем только год его смерти - 1694). Но, исследуя территорию вокруг его палат, археологи установили: это был очень богатый человек. Известно, что у него была своя лавка в серебряном ряду, и в завещании Сергей Иванович упоминал серебряную кузню. Вместе с сыновьями он торговал кожей, салом, льном, пенькой, солью, сукном и другими разнообразными товарами. А ведь начинал он, будучи простым «огородником»...
До наших дней сведений о Сергее Ивановиче Поганкине дошло не много. Неизвестна даже дата его рождения (мы знаем только год его смерти - 1694). Но, исследуя территорию вокруг его палат, археологи установили: это был очень богатый человек. Известно, что у него была своя лавка в серебряном ряду, и в завещании Сергей Иванович упоминал серебряную кузню. Вместе с сыновьями он торговал кожей, салом, льном, пенькой, солью, сукном и другими разнообразными товарами. А ведь начинал он, будучи простым «огородником»...
Кабинет Сергея Ивановича Поганкина
Кабинет Сергея Ивановича Поганкина
В настоящее время в каменных палатах ( аж 28 залов!) располагаются основные экспозиции Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Сундук. Вторая половина XV века. Северная Италия
Сундук. Вторая половина XV века. Северная Италия
Представленный стол поступил из коллекции псковского архитектора и реставратора Юрия Спегальского. Мебель датируют концом XVII – первой четвертью XVIII века. На столе счёты  - какая торговля без них?
Представленный стол поступил из коллекции псковского архитектора и реставратора Юрия Спегальского. Мебель датируют концом XVII – первой четвертью XVIII века. На столе счёты - какая торговля без них?
Евангелие в роскошном окладе. Работа мастеров Оружейной палаты первой половины XVII века.
Евангелие в роскошном окладе. Работа мастеров Оружейной палаты первой половины XVII века.
Там, где раньше располагались приемная разместилась экспозиция серебра, в составе которой находятся удивительные по красоте и изяществу произведения ювелирного искусства: драгоценные оклады икон, предметы церковного обихода, столовое серебро.
На выставке «Клады великих потрясений» демонстрируются монеты чеканки всех представителей династии Романовых – от Михаила Федоровича до Николая Второго. Всё это богатство было обнаружено рядом с музейным кварталом в 2016 году. Клад является крупнейшим в истории псковской археологии. Судя по газетам, в которые были завернуты ценности, клад спрятали после сентября 1917 года. В его основе российские монеты от XV до начала XX века. Встречаются и совсем редкие - времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича Романова, а также полная коллекция денег эпохи Петра Великого.  Интересно, что рядом с кладом сохранились две бутыли с алкоголем – с самогоном и мадерой.
На выставке «Клады великих потрясений» демонстрируются монеты чеканки всех представителей династии Романовых – от Михаила Федоровича до Николая Второго. Всё это богатство было обнаружено рядом с музейным кварталом в 2016 году. Клад является крупнейшим в истории псковской археологии. Судя по газетам, в которые были завернуты ценности, клад спрятали после сентября 1917 года. В его основе российские монеты от XV до начала XX века. Встречаются и совсем редкие - времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича Романова, а также полная коллекция денег эпохи Петра Великого. Интересно, что рядом с кладом сохранились две бутыли с алкоголем – с самогоном и мадерой.
Здесь же можно увидеть фотографии, документы, письма, награды, личные вещи ветеранов в разные годы, переданные ими в Псковский музей.
Здесь же можно увидеть фотографии, документы, письма, награды, личные вещи ветеранов в разные годы, переданные ими в Псковский музей.
Колокол средний (
Колокол средний ("красный"). Бронза. Литье. Мастер Логин Семенов. 1570.
На выставке «Колокола средневекового Пскова» представлены настоящие раритеты – два парных колокола мастера Логина Семенова 1570 года; колокол 1614 года, отлитый мастерами Савой да Козмой; колокол мастера Афанасия Панкратьева 1603 года.
А это – вериги нагрудные. Носились монахами под одеждой для «умерщвления плоти»
А это – вериги нагрудные. Носились монахами под одеждой для «умерщвления плоти»
Слово «вериги» происходит от старославянского «верига» — цепь.
Видение старца Дорофея» («икона Жиглевича») третьей четверти XVIII века
Видение старца Дорофея» («икона Жиглевича») третьей четверти XVIII века
На выставке «Любуюсь Псковом» представлены две сохранившиеся иконы Печерского извода из фондов Псковского музея-заповедника: «Видение старца Дорофея» («икона Жиглевича») третьей четверти XVIII века и «Сретение Богородицы» из часовни Владычного креста 1784 года. Эти иконы - своеобразные «иконописные чертежи», изображающие «священную топографию» не только псковских церквей и монастырей, но и целого города.
Видение старца Дорофея» («икона Жиглевича») третьей четверти XVIII века
Видение старца Дорофея» («икона Жиглевича») третьей четверти XVIII века
В основу иконописного сюжета легло «Сказание о видении Дорофея». Оно повествует о видении благочестивого полуслепого старца Дорофея, монаха Псковского Покровского монастыря, в котором Пресвятая Богородица в предстоянии русских святых обещала свою милость защитникам города.
«Сретение Богородицы» из часовни Владычного креста. 1784.
«Сретение Богородицы» из часовни Владычного креста. 1784.
Икона конца XVI века «Богородица Псково-Покровская», храмовая икона церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома
Икона конца XVI века «Богородица Псково-Покровская», храмовая икона церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома
На этой древней иконе тоже присутствует тема чудесного явления Пресвятой Богородицы старцу Дорофею. Икона была написана после того, как закончилась Осада Пскова, и датируется концом XVI — началом XVII века. Во время оккупации Пскова немецко-фашистскими захватчиками в 1944 году икона пропала и долгое время считалась утраченной, пока не была обнаружена в частной коллекции. В сентябре 2001 года великая псковская святыня вернулась на Псковскую землю.
Одна из выставок  посвящена  120-летию путешествия Николая Рериха по древнерусским городам.
Одна из выставок посвящена 120-летию путешествия Николая Рериха по древнерусским городам.
Летом 1903 года Николай Рерих, занимая должность секретаря Императорского общества поощрения художеств, вместе с женой Еленой Рерих начал двухлетнюю экспедицию по Руси.
Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков и другие.
Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Смоленск, Изборск, Псков и другие.
Рерих Н.К. Псковский погост. (Спасо-Мирожский монастырь во Пскове)1903.
Рерих Н.К. Псковский погост. (Спасо-Мирожский монастырь во Пскове)1903.
В палатах экспонируются репродукции картин Николая Рериха и фотографии его жены.
Н.К. Рерих. Старый Псков. 1904.
Н.К. Рерих. Старый Псков. 1904.
«В произведениях, рассказывающих о далёком прошлом, Рерих стремится к воплощению "исторического настроения", свойственного тому или иному периоду истории. В картине "Старый Псков" (1904) Рерих рисует образ древнего города и в то же время воссоздаёт героический дух сурового средневековья.
Н.К. Рерих. И не убоимся (И мы не боимся). 1922.
Н.К. Рерих. И не убоимся (И мы не боимся). 1922.
Картина "И мы не боимся" относится к серии " Sancta", посвященной жизни русских религиозных подвижников. Лаконичные, ясные, чистые по цвету картины явились настоящим откровением в художественной культуре начала двадцатого века. Российская природа и древнерусская архитектура воссозданы мастером с особым мастерством. На полотне зритель может видеть двух монахов, о чем-то увлеченно беседующих. Оба одеты в черные монашеские балахоны, выделяющиеся темными пятнами на фоне величественного закатного неба. У ног старшего из монахов спокойно стоит молодой медведь. Это животное – прямое указание на то, что на картине изображен преподобный Сергий. Именно он, оставшись один посреди лесной чащи, прожил в уединении несколько лет. В это время Сергий приручил медведя, который имел обыкновение приходить к монаху за едой. Для написания данного сюжета Рерих использовал довольно яркие, но мягкие тона холодного подоттенка. Такая гамма помогла ему добиться идеальной цветопередачи заснеженной равнины и далекой горы, покрытой снегом.
Н.К.Рерих. Сергий Строитель. 1925.
Н.К.Рерих. Сергий Строитель. 1925.
В картине «Сергий Строитель» Н.К.Рерих воплотил единство труда физического и духовного, изобразив подвижника, воздвигающего Троицкий монастырь, как символ строительства русской духовной культуры. Сергий Радонежский (1314?–1392) – один из самых значительных образов в творчестве Н.К.Рериха. «Святой Сергий – Строитель Русской Духовной Культуры, – писал о нем Н.К.Рерих. – "И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его". Любовь к образу этого чудотворца Рерих пронес через всю свою жизнь.
Н. К. Рерих. «Святой Сергий Радонежский». 1932.
Н. К. Рерих. «Святой Сергий Радонежский». 1932.
На переднем плане мы видим Святого Сергия в полный рост на возвышении, на холме. Над Святым Сергием Всевидящее Око. Справа снизу – Лик Христа-Спасителя. За Сергием видны шлемы уходящих на ратный подвиг воинов.
Н.К. Рерих. Святой Сергий (Сотрудники) Около 1942-1947 гг..
Н.К. Рерих. Святой Сергий (Сотрудники) Около 1942-1947 гг..
«Грядущий век — век наступающей Мировой Общины. Сергий был великим общинником, явившим нам пример, каким таковой должен быть. Он строил общину не только духовно, но и материально, буквально своими руками. Уйдя в глухие леса, где обитали одни звери, Он создал общинную обитель, просиявшую светом на всю Россию. Он делал это просто, как просто всё подлинно великое; начав с того, что срубил своими руками церквушку и келью для жилья. Именно тогда заложил Он то зерно, из которого впоследствии, всем на диво, выросла во всём своём великолепии и грандиозности Троице-Сергиева Лавра. Первым, кто пришёл к отшельнику, был медведь. Его привёл к Сергию не только голод, но и сердце» Н.Д. Спирина.
Н.К. Рерих. Крест на Труворовом городище. 1903.
Н.К. Рерих. Крест на Труворовом городище. 1903.
«Труворово городище. Красивейшее место подле Изборска, на берегу оврага прежде Чудского озера, теперь отступившего на 12 вёрст. Есть следы вала. На кладбище много плитных крестов, вышиною до 3 аршин. Место красивее, чем положение крепости Изборска». «Из путевой книжки художника Н.К. Рериха». 22.10.1903.
Рерих Н.К.
Рерих Н.К. "Смоленск. Крыльцо женского монастыря". 1903.
«Дайте памятнику живой вид, возвратите ему то общее, в котором он красовался в былое время, — хоть до некоторой степени возвратите! Не застраивайте памятников доходными домами; не заслоняйте их казармами и сараями; не допускайте в них современные нам предметы… Дайте тогда молодёжи возможность смотреть памятники, и она, наверное, будет стремиться из тисков современности к древнему, так много видевшему делу… Не опасаясь педантичной суши, пойдёт молодежь к живому памятнику, заглянет в чело его, и мало в ком не шевельнётся что-то старое, давно забытое, знакомое в детстве, а потом заваленное чем-то будто бы нужным. Само собою захочется знать всё относящееся до такой красоты; учить этому уже не нужно, как завлекательную сказку схватит всякий объяснения к старине». Н.К. Рерих. «Радость искусству».
Н.К. Рерих. Суздаль. Монастырь Александра Невского. 1903.
Н.К. Рерих. Суздаль. Монастырь Александра Невского. 1903.
На картине изображены Святые ворота, фрагмент ограды с башенкойи и шатровая колокольня, возведенная на месте первого монастырского храма. По преданию, этот монастырь был основан самим Александром Невским в память своего небесного покровителя Александра Римского, воина и мученика за веру IV века. Князь приказал заложить этот монастырь в 1240 году, во исполнение обета перед Невской битвой.
Н.К.Рерих. Нижний Новгород. Кремлёвская башня. 1903.
Н.К.Рерих. Нижний Новгород. Кремлёвская башня. 1903.
Во всех городах, где бывал Николай Константинович, он отыскивал строения наиболее интересные в архитектурном отношении и, если они были искажены позднейшими пристройками, изображал их в таких ракурсах, что зрители могли увидеть их первоначальный облик. «Что за фантастические привидения — эти забытые великаны русского зодчества, эти внушительно-странные соборы с огромными, низко надвинутыми главами, затейливыми крылечками и узорною росписью стен! Сколько загадочной печали в их обветшалом величии, в тяжёлых очертаниях их каменной брони! Вспомнишь об них и не верится, что они всё ещё живы, что под их сводами раздаётся церковное пение, и в башнях колоколен гудят, как прежде, призывные медные звоны... Точно видел их когда-то во сне, точно слышал об них в старой-старой сказке». Журнал для всех. 1904.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии к альбому