Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была 14 апреля 14:34
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...
Фотоальбом

Выставка «Иконы мира»

«Иконы мира» — под таким названием в Выставочном зале Благовещенска открылся первый в Приамурье масштабный показ религиозного искусства. Автором этого необычного арт-проекта выступил Александр Гассан — один из ведущих современных художников Амурской области, участник различных городских и областных выставок.

Александр Георгиевич работает в разной технике, использует разные краски. Был даже период творческих поисков и экспериментов с рельефной живописью. Сейчас художник занимается реставрацией икон и иконописанием. — Осуществилась моя давняя мечта — написать цикл икон, отражающих многообразие ликов Пресвятой Богородицы. Наряду с иконописью в канонической манере, мне было интересно находить и делать списки с икон редких, самобытных, не совсем привычных нашей культуре, созданных народами других стран мира. Так появился цикл икон из Эфиопии, Тибета, Греции, Италии, Польши, Германии. Отсюда и название выставки.

«Все они на своей родине почитаются как святыни», — рассказал автор арт-проекта Александр Гассан. Темнокожая Богородица, трехликий Господь, святой с собачьей головой — подобных икон не встретить в православных храмах, однако большинство из них, несмотря на непривычный вид, не противоречат христианским вероучениям.

Необычная выставка «Иконы мира», открывшаяся в выставочном зале Благовещенска — способ расширить свои представления об иконописи и доказательство того, что наши представления об облике бога — не более чем условность. В экспозицию вошли больше сотни картин из личной коллекции мастера и частных собраний. На выставке представлены как раритеты — старинные образы Пресвятой Богородицы, иконы святых, почитаемых Русской Православной церковью, — так и списки с редких икон народов мира с очень широким диапазоном восприятия сакрального.

"Древне-языческая икона"
"Сын Человеческий"
То, что молодой оформитель взялся за непопулярное в атеистические 80-е ремесло — иконопись, можно считать волей случая, а можно — божественным провидением. Гуляя по городу, Александр зашел в полупустой храм. Молодежь тогда редко заглядывала в церковь, и удивленный батюшка завел с молодым человеком разговор. Услышав, что парень — художник, священник обрадовался: «Мне как раз икона нужна! Сможешь?» — и дал крохотную картинку с изображением святых мучеников Гурия, Самона и Авива, которые традиционно считаются небесными покровителями семейной жизни, молитвенниками за благополучие брака. Гассан загнал иконку в проектор, перенес ее увеличенное изображение на холст. Эта икона и сейчас хранится в монастырском храме на улице Горького. Дальнейшей школой иконописи для него стала постоянная практика. Образовалась Благовещенская епархия, начали строиться храмы, возрождалась приходская жизнь.
"Господь Иисус Христос"
Сколько икон написано за сорок лет — сложно сказать, по примерным подсчетам — не меньше тысячи. — Если бы не эта просьба священника и если бы не стал я иконописцем, все равно бы творчеством занимался, — размышляет художник. — Правда, последние лет десять с творческим запоем уже не рисуется. Наверное, понял подсознательно: если делать, то полезное для души. То, что нарисовано ради творчества, — вон оно, стоит в углу, без пользы. Зато когда люди обращаются, просят написать тот или иной образ — от этого радостно. Кроме того, создание каждого нового образа — это духовное развитие.
"Преображение"
"Николай Чудотворец. Благовещение"
Александр Георгиевич семь лет проработал в епархиальном управлении Благовещенска, оформлял часовню в областной больнице, занимался внешним убранством храма в Константиновке, расписывал и стены благовещенской церкви на Горького.
Фрагмент росписи Собора
Фрагмент росписи Собора
"Спаситель с Архангелами"
В 2005 году художник получил благословение правящего архиерея на открытие иконописно-реставрационной мастерской «Свет». Восстановление старых ликов вдохновляет живописца не меньше, чем иконопись.
"Спас Эммануил с Арангелами"
Александр Гассан недавно обнаружил одну парадоксальную вещь — в создании образа участвует не только иконописец. Он не раз замечал, что написанная им икона, которая год или более провела в храме, обладает совсем другой энергией — гораздо большей, чем была в ней изначально. В создании образа участвуют все, кто возносит возле него свои молитвы, — духовенство, прихожане.
"Троица"
На рабочем столе Александра Гассана немало старинных икон, поврежденных временем. Эти образы принесли ему благовещенцы на реставрацию. Художник признается, что берется за эту работу с удовольствием — интересно восстанавливать утраченные краски, возвращать семейной реликвии вторую жизнь.
"Богородица Молдавская"
Однажды в руки художника попалась книга «Иконографический беспредел». Не совсем привычные нашему взгляду образы удивили, и Александр занялся поиском редких икон, созданных народами других стран, начал делать с них списки. Так появился цикл икон из Эфиопии, Тибета, Греции, Италии, Польши, Германии.
"Цыганская Богородица"
Большинство из нас, привыкшие к традиционным изображениям святых, не задумывались, что у Богоматери может быть другой разрез глаз или цвет кожи. Тем временем в этом нет ничего удивительного.
"Богородица Эфиопская"
Напротив, образ светлокожей женщины в Эфиопском храме (местное население исповедует в основном православие) смотрелся бы очень странно.
"Богородица Румынская"
Национальные одежды и этнические символы естественным образом отражают культуру той или иной страны.
"Польская Мадонна"
"Мадонна Западно-Украинская"
"Сицилийская Мадонна"
"Чешская Мадонна"
"Индейская Богородица"
Изображение индейской Навахо Мадонны, в ярком пончо, обрамлено загадочными существом с длинным телом и квадратной головой. Быть может, именно так индейские племена представляют себе ангелов?
"Мадонна"
Образ Богородицы в христианской иконографической традиции — наиболее почитаемый.
"Мария Исцеляющая"
Популярность культа Божией Матери связана в том числе с разнообразными чудесами, которые ей приписываются, — от излечения смертельно больных людей до спасения целых городов от иноземных захватчиков.
Древне Византийская Богородица
Древне Византийская Богородица
На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем.
"Германская Мадонна"
"Богородица с младенцем"
"Млекопитательница"
"Богородица с младенцем"
"Богородица Непраздная"
А вот Богородица Непраздная пока только в ожидании младенца: ее одежды, словно звездное небо, как бы говорят о том, что в чреве заключена Вселенная. Кстати, это список с современной иконы ХХ века.
"Богородица Семистрельная"
На Семистрельной иконе Пресвятая Богородица изображается тоже без Богомладенца. Название иконы и есть описание, ведь Богородица изображена с семью стрелами в груди. Семь стрел, изображенных на иконе — напоминание о словах святого Симеона Богоприимца. Когда Христу было сорок дней, Его земные родители по традиции пришли с Младенцем в храм. Там их ожидал древний старец, который, как сказано в Евангелии, предупредил Богородицу о том, что ждет Иисуса и что Ей «Самой оружие пройдет душу». Симеон имел в виду то горе, которое предстоит испытать матери, видя страдания и смерть Сына на кресте. Стрелы символизируют Ее внутреннюю голгофу в тот момент, когда Христос находится на Голгофе Иерусалимской. Их количество указывает на глубину и полноту перенесенной скорби.
"Афонская Богородица"
Помимо привычных нашему взгляду образов на выставке присутствует довольно много работ, удивляющих своей нестандартностью.
"Богородица Морская"
"Икона “Перуанская”"
Образ не только редкий, но и очень необычный. Богородица на нём изображена совершающей путь со слингом за спиной. В слинге уютно устроился Богомладенец, который спит и, судя по улыбке, видит какой-то блаженный сон.
"Богородица-Русалка"
Часто на иконах можно увидеть нечто неожиданное или странное... Считается, что образ Богородицы с рыбьим хвостом пришел в живопись из литературы, причем современной: в 1949 был опубликован роман Стратиса Миривилиса «Богородица-русалка», где фигурировало это изображение, которое якобы находилось в одной из церквей Лесбоса. Вряд ли писатель вдохновлялся сказкой Андерсена: скорее всего, он опирался на реально существующую иконографию. Фреска «Страшный суд» XVI века в монастыре Периволис на Лесбосе написана на сюжет Второго Пришествия, и на ней изображена Богородица, сидящая на спине Левиафана, а вокруг нее плавают рыбы, которые выплевывают части человеческих тел.
"Троеручица"
"Троеручица" - это, пожалуй, один из самых необычных образов. Согласно преданию, третья рука появилась на иконе не сразу и является жертвоприношением, которое совершил преподобный Иоанн Дамаскин в благодарность за исцеление. Легенда о третьей руке Богородицы относится ко времени иконоборчества в Византии, когда сильным было учение, призывавшее отказаться от икон. Иоанн, бывший высокопоставленным чиновником в Дамаске, являлся одним из иконопочитателей, то есть противников данной меры. А одним из ярых ее сторонников был император Византии Лев Третий Исавр. По преданию то ли он сам приказал отрубить противнику руку, то ли казнь совершил дамаскский правитель по византийскому доносу — как бы то ни было, Иоанн Дамаскин лишился кисти руки. Приложив ее к ране, он стал молиться Богородице и уснул. А когда проснулся, обнаружил кисть приросшей к руке. В благодарность за чудесное исцеление он пожертвовал иконе Богородице руку, сделанную из серебра.
"Христос-Рыба"
Список с иконы "Провидение Божие". Многие эксперты считают, что на написание данного образа повлияло масонство, так как треугольник с глазом внутри является знаком масонов.
"Святой Христофор"
Мученик Христофор Псоглавец - весьма редкое изображение в русской иконописи. Первая икона со звероподобным святым появилась еще в VI век н.э. в Византийской империи. В период Средневековья икона с изображением святого Христофора была одной из самых популярных: считалось, что взглянув утром на этот образ, человек мог обезопасить себя от преждевременной смерти.
"Римская Троица"
Изображения Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа ничем не отличаются друг от друга и к тому же сведены в один образ с тремя лицами и четырьмя глазами. Это символизирует единство и неразделимость Святой Троицы. Примечательно, что что на протяжении нескольких веков такое изображение Святой Троицы считалось церковниками самым правильным. Однако оно не находило понимания у простых прихожан. Многие просто не понимали причин, по которым иконы объединяли в себе три лика Бога. Разумеется, это порождало множество кривотолков и домыслов.
"Господь Саваоф"
Все мы знаем, что Господь имеет несколько имён. Но не каждый из нас догадывается, что именно означает это довольно редкое упоминание о нем, как о Господе Саваофе. Чаще так Его называли именно иудеи, но и среди христиан оно тоже имеет место быть. Переводится это церковнославянское слово с иврита, как «Господь Воинств», а с греко-славянского - «Цеваот», что значит «Господин сил». На древних изображениях Саваоф представлен в образе седовласого старца. Зачастую его лик заключен в треугольник, символизирующий Святую Троицу. А между тем еще на Седьмом Вселенском соборе все изображения Саваофа были запрещены, ибо нельзя изобразить то, что нельзя увидеть.
Центральное место на экспозиции занимает инсталляция «Русская дверь».
Центральное место на экспозиции занимает инсталляция «Русская дверь».
Холстом для изображения ангела, охраняющего агнца божьего, стала старая деревянная дверь. Нехитрую конструкцию, когда-то, вероятно, закрывающую вход в сарай, художник заприметил на свалке. Находка была бережно извлечена из кучи хлама и доставлена в мастерскую. Дверь дожидалась своего часа почти год. — Накануне выставки решил на лицевой стороне двери изобразить библейский сюжет. Ангел — символ добра и миролюбия, но порой ему приходится брать в руки оружие. Воинствующий ангел оберегает Иисуса. Пораженный им змий — знак попрания зла, — рассказывает Александр Гассан.
«Ангел Хранитель»
«Ангел Хранитель»
Работа «Ангел Хранитель», выполненная на доске небольшого размера, относится к неканоническим иконам. Взгляд приковывает не только лик ангела, но и отверстие от выпавшего сучка. Мастер обыграл его, поместив внутрь кусочек зеркала. — Творец — вечная загадка, вечная тайна. Красная ленточка на голове Ангела — как антенна, которая служит для связи между Всевышним и человеком, а зеркало в сквозном отверстии, в котором зритель может поймать свое окружении и себя самого, — знак того, что Бог все слышит и видит, — поясняет Александр Георгиевич.
"Рука Бога"
Список с довольно редкой иконы «Души праведников в руке Божьей», на которой изображена длань Божья, держащая души праведников. Икона символизирует жизнь после смерти – люди, которые не совершали грехов, даже после своей кончины будут под защитой Всевышнего.
"Рука Божья"
Список с мексиканской иконы Всемогущая рука. Это необычное изображение Святого Семейства было особенно популярен в Испании.
"Распятие"
Список с иконы "Плоды страданий Христовых". Икона посвящена прославлению крестной Жертвы Христа и раскрытию ее значения для мира. Согласно святоотеческому учению, после Распятия были побеждены главные враги человечества - смерть и дьявол, основана Церковь и открыты райские врата. Сюжет "Плоды страданий Христовых" получил наиболее широкое распространение в русской иконописи и фресковых росписях конца XVII - первой трети XIX века.
"Святое семейство"
Копия картины испанского художника Gerónimo Antonio de Ezquerra "Святая Троица"
"Жертвоприношение Авраама"
"Вознесение Илии Пророка на небо"
На иконе показано несколько чудес, происходивших с ветхозаветным пророком Илией. В центре, Илия возносится на небо: согласно биб­лейскому тексту, за ним явилась пламенная колесница, запряженная огненны­ми конями. Слева художник изобразил ангела — визу­альный намек на то, что колесницу поднял на небеса незримый дух, посланный Богом.
"Усекновение главы Иоанна Предтечи"
На иконе изображена сцена мученической смерти величайшего праведника, крестившего самого Спасителя.
"Лествица"
Копия старинной иконы Лествица. По преданию, лестница на небеса явилась Иоанну, когда он пребывал в уединении в пещере недалеко от монастыря. На иконах этого типа именно лестница является центром сложной композиции. Она простирается по диагонали и насчитывает 30 ступеней – столько же глав в книге преподобного Иоанна Лествичника. Каждая ступень – это шаг в направлении небес и Иисуса Христа. По лестнице поднимаются монахи, а вокруг них кружатся бесы, пытаясь скинуть их вниз. Одни успешно добираются до вершины, а другие, не сумев побороть свои грехи, попадают в ад. Внизу изображен сам Иоанн Лествичник, который указывает на лестницу как путь к спасению души.
"Бегство в Египет"
Копия иконы из частного собрания Galerie von Külmer (Германия). Сюжет иконы отображает евангельское событие, когда Ангел Господень явился Иосифу и предупредил его о готовящемся избиении младенцев в Вифлееме. Спасаясь от воинов царя Ирода, Святое семейство отправилось в Египет.
"Господь и дети"
Копия с иконы Господь благословляет детей (находится в частном собрании г. Иерусалим).Икона принадлежит к сюжетным изображениям жизни Иисуса Христа, в котором описано действо, происходящее в Иудейских землях, куда пришел Господь для проповеди. Сила Его учения была столь велика, что матери, слушавшие Его речи, привели своих детей и хотели просить Иисуса, чтобы Он благословил их чад.
"Рождество Христово"
Копия-список с греческой иконы. Сразу притягивает взгляд центр иконы: там лежит (хотя иногда сидит) Богородица рядом с Младенцем. Ложе Богоматери ярко-красное, это многозначный цвет в иконописи. Он и намекает на грядущую Жертву Христа, и одновременно напоминает о радости Воскресения. Новорожденный Христос лежит в узкой кормушке для скота (яслях), Он спеленут белой материей и как будто лежит во гробе. Этот намек на смерть тут же побеждается жизнью: мы видим, что Христос несет свет в окружающую Его темноту и тесноту. Тьма в глубине, каменные стены вокруг — это пещера, изображение нашего грешного мира. Теперь в ней не страшно, потому что явилось Солнце Правды. Ближе всего ко Христу стоят вол и осел. Они отсылают нас к пророчеству Исайи из Ветхого Завета: «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего». Вол здесь — символ иудеев, а осел — символ язычников. Господь пришел в том числе и для того, чтобы освободить их из-под ярма, открыть им истинного Бога.
"Русская Непобедимая Победа"
Список с иконы Богородицы Взбранной Воеводе Победительная. Образ Святой Богородицы «Русская» или «Взбранная Воевода» появился в начале XXI века в России. Событие, связанное с возникновением данного образа, произошло в Боголюбском монастыре, где был убит Святой князь Андрей Боголюбский. Согласно описанию очевидцев, после того, как один паломник сделал снимок иконы Богородицы «Ченстоховская», появился образ Божией Матери в кольчуге и шлеме, а в руке у Неё был восьмиконечный русский крест. В скором времени данный образ назвали Богородица «Ченстоховская в броне» или «Взбранная Воевода».
"Православный мир"
Авторская работа Александра Гассана
"Тибет. Кайлас"
Авторская работа Александра Гассана
"Успение Богородицы"
Список с современной иконы.
"Архангелы Гавриил, Михаил, Рафаил"
Список с греческой иконы 17 века.
"Воины Православия"
Георгий, Александр, Дмитрий, Прокопий.
Список с иконы конца 17 - начало 18 века.  Этот сюжет в русском искусстве известен в стенописях, на иконах, в лубочных картинках. Впервые он появился в XVII веке, когда в 1666 году в Киево-Печерской лавре вышел сборник проповедей епископа Черниговского и Новгородского Лазаря «Меч духовный». «Корабль веры» помещался на титульном листе книги, представляя собой не отдельную гравюру, а часть более обширной композиции".

На иконе мы видим на ней корабль с мачтой в виде православного креста, ведомый самим Иисусом Христом, окруженным апостолами, вероучителями и мучениками. Плавание совершается в бурном житейском море, где верных последователей Христа подстерегают бесчисленные опасности: тут и известные своей растленностью вавилоняне, и римские императоры-язычники, и древние ересиархи, и более близкие по времени деятели «поповщины» и «нетовщины».
Список с иконы конца 17 - начало 18 века. Этот сюжет в русском искусстве известен в стенописях, на иконах, в лубочных картинках. Впервые он появился в XVII веке, когда в 1666 году в Киево-Печерской лавре вышел сборник проповедей епископа Черниговского и Новгородского Лазаря «Меч духовный». «Корабль веры» помещался на титульном листе книги, представляя собой не отдельную гравюру, а часть более обширной композиции". На иконе мы видим на ней корабль с мачтой в виде православного креста, ведомый самим Иисусом Христом, окруженным апостолами, вероучителями и мучениками. Плавание совершается в бурном житейском море, где верных последователей Христа подстерегают бесчисленные опасности: тут и известные своей растленностью вавилоняне, и римские императоры-язычники, и древние ересиархи, и более близкие по времени деятели «поповщины» и «нетовщины».
"Корабль Веры"
Отождествление церкви с кораблем — древняя традиция. Иногда и архитектурно храм уподобляется спасительному кораблю. Слово «неф» (в средневековых церквах — продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора) произошло от латинского navis — корабль, вследствие того, что в обозначаемой им части храма собираются во время богослужений члены христианской общины, которая издревле уподоблялась кораблю.
"Поцелуй Иуды"
Авторская работа Александра Гассана. Поцелуй Иуды (Лобзание Иуды) — эпизод Евангелия. Согласно авторам Евангелия, Иуда Искариот, один из учеников Иисуса Христа, предал его. Чтобы указать на Христа, он, подойдя со стражей, поцеловал Иисуса ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй Иуды относится в христианстве к числу Страстей Христовых и следует сразу за гефсиманским молением Иисуса. Поцелуй Иуды — символ предательства.
"Спас Грузинский"
Авторская работа Александра Гассана.
"Спас Византийский"
Копия иконы VI века на доске с мощевиком.
"Список с Албазинской иконы"
Любимые образы Александра Гассана — Спас Нерукотворный и Албазинская икона Пресвятой Богородицы. С дальневосточной чудотворной святыни художник сделал более пятидесяти списков — по заказам и священников, и прихожан. Александр признается, что при написании этой иконы он старается не отходить от канонов. И тем не менее каждый список получается индивидуальным. Гассан изучил все известные списки Албазинской иконы, в том числе дореволюционные, написанные в более строгой манере. Говорит, что писать этот образ ему никогда не надоест — икона хранится в Благовещенском кафедральном соборе. Она своя, родная, и значит, главная заступница и помощница во всех делах.
"Гермоген передаёт икону Пресвятой Богородицы Албазинским казакам "
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, святыня русского Приамурья. Время и место её явления неизвестны. Своё название она получила от крепости Албазин (ныне — село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году Ерофеем Хабаровым.
"Отец Города"
На иконе — изображение одного из отцов-основателей Благовещенска — Святителя Иннокентия Вениаминова. Это он предложил назвать город Благовещенском, над Святителем — Албазинская икона Божией матери, а в основании — эскизы храмов, которыми славился наш город и которые быливзорваны, утеряныв течение ХХ столетия.
"Прибытие переселенцев на Амуре. Граница"
"Покровительница Земли Амурской"
Авторская работа Александра Гассана.
Выставочный зал г. Благовещенска
Выставочный зал г. Благовещенска
Кроме работ самого автора, здесь можно увидеть полотна члена Союза художников России Виктора Кузнецова, оконопись народного художника России Александра Тихомирова из фондов областного музея и других мастеров.
Кроме работ самого автора, здесь можно увидеть полотна члена Союза художников России Виктора Кузнецова, оконопись народного художника России Александра Тихомирова из фондов областного музея и других мастеров.
"Архангел Гавриил", "Богородица" и "Архангел Михаил"
Каждая работа неповторима и по-своему уникальна!

Теги: Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому