Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была вчера 0:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...
Фотоальбом

Земли лоскутик драгоценный – Кусково! Милый уголок...

ILCE-5000, DSC-RX100M4
52 52

«Бог хранит все» — начертано на гербовом девизе графов Шереметевых.
Неумолимое Время действительно позаботилось сохранить этот «земли лоскутик драгоценный». И хотя первозданность и совершенство шереметевского шедевра несколько нарушена, здесь, в заповедном Кускове, дух восемнадцатого столетия чувствуется особенно чётко и явственно. Атмосфера прекрасной галантной эпохи воссоздается из множества примет: шелеста липовых аллей, изящества архитектуры Дворца и павильонов, уюта приветливых гостиных, мягких красок живописных полотен, боя и перезвона старинных часов.

Усадьба Кусково раскинулась на берегу Большого пруда. В XVIII веке территория поместья составляла около 250 гектаров. Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка ʺГайʺ. Сейчас парк "Гай" полностью утрачен, поскольку вся территория севернее Оранжереи в начале ХХ века была продана под дачные участки и позже перешла в ведение города. Архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части сохранился практически полностью.
 По заснеженному французскому регулярному парку мы с вами недавно уже прогулялись. А теперь заглянем в павильоны и во дворец.  Все сооружения в непринужденной асимметрии и стилевом разнообразии  разбросаны по обеим сторонам партера среди аллей.
По заснеженному французскому регулярному парку мы с вами недавно уже прогулялись. А теперь заглянем в павильоны и во дворец. Все сооружения в непринужденной асимметрии и стилевом разнообразии разбросаны по обеим сторонам партера среди аллей.
Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Всемилостивого Спаса, домовый храм Шереметевых.  Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений XVIII века. Рядом расположен Кухонный флигель, построенный в 1755 году по проекту крепостного архитектора Ф.С. Аргунова.
Самой ранней постройкой усадьбы является церковь Всемилостивого Спаса, домовый храм Шереметевых. Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений XVIII века. Рядом расположен Кухонный флигель, построенный в 1755 году по проекту крепостного архитектора Ф.С. Аргунова.
К кухонному флигелю примыкает Каретный сарай и сушилка второй половины девятнадцатого века.
К кухонному флигелю примыкает Каретный сарай и сушилка второй половины девятнадцатого века.
Голландский домик
Голландский домик
Голландский домик был выстроен в 1749 году в память об эпохе Петра I и его увлечении Голландией. Не только сам домик с нарядным ступенчатым фронтоном, но и все его окружение должно было вызывать определенные ассоциации с Голландией. Три постройки ансамбля (не сохранившиеся до наших дней павильон Пагоденбург и Столбовая беседка, и уцелевший Голландский домик) теснились на берегах соединенного с Большим прудом канала, создавая ассоциации с плотной застройкой набережных Амстердама.
Швейцарский домик
Швейцарский домик
Построен в 1870-е годы архитектором Николаем Леонтьевичем Бенуа, спустя век после строительства Голландского домика. Это строительство было последним в Кусково. В начале ХХ века в здании жил последний владелец Кусково Сергей Дмитриевич Шереметев. Это деревянный двухэтажный домик, стены первого этажа которого расписаны «под кирпич». Второй этаж украшен резьбой по дереву. Сейчас здесь размещается администрация музея, и для посещения домик закрыт.
Южный фасад
Южный фасад
В архитектурном ансамбле усадьбы доминирует нарядный и светлый Дворец, или, как его называли в XVIII веке, Большой дом. Он заменил так называемые «старые хоромы» и строился в 1769–1775 годах под руководством известного московского архитектора К.И. Бланка по проекту Шарля де Вайи. Масштаб, пропорции, белоколонный портик, ризалиты и фронтоны — все выполнено в традициях каменной архитектуры. Но фасад выдает любимый московский материал — дерево.
Кусковский дворец создавался в полном соответствии со вкусами и правилами русского дворянского быта и европейского искусства XVIII века. К главному входу ведут два пандуса для въезда карет, с застывшими в «почетном карауле» гипсовыми сфинксами — современными копиями деревянных резных мифических стражей Дворца.
Кусковский дворец создавался в полном соответствии со вкусами и правилами русского дворянского быта и европейского искусства XVIII века. К главному входу ведут два пандуса для въезда карет, с застывшими в «почетном карауле» гипсовыми сфинксами — современными копиями деревянных резных мифических стражей Дворца.
Дворец состоит из двадцати шести помещений, расположенных анфиладой, то есть одно за другим. В настоящее время для осмотра открыты девятнадцать.
Дворец состоит из двадцати шести помещений, расположенных анфиладой, то есть одно за другим. В настоящее время для осмотра открыты девятнадцать.
Парадные сени
Парадные сени
Парадные сени производят впечатление торжественности. При входе мы видим пилястры с каннелюрами, малахитовые вазы в форме греческих амфор вдоль мраморных стен. Но если присмотреться всё это лишь имитация. Пилястры с каннелюрами — декоративные. Вазы сделаны из алебастра. Бронзовые гирлянды сотворили из «тисненой бумаги» (папье-маше) и мастики. А мрамор — это и вовсе роспись под него.
Прихожая-гостиная
Прихожая-гостиная
Ряд парадных залов западной анфилады открывает Прихожая гостиная. Основным ее украшением служили ковры-шпалеры фламандской работы конца XVII — начала XVIII века, занимавшие все стены. Шпалеры, подобно шелковым штофам, выполняют функцию стенных обитий и зафиксированы золочеными рамками. Подобное использование драгоценных привозных шпалер, которые стоили баснословно дорого, было необычным.
Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам. Они имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.
Важная роль в интерьерах дворца принадлежит печам. Они имели не только утилитарное, но и декоративное значение. Печь в прихожей-гостиной облицована расписными изразцами с изображением растительных мотивов.
Шпалерная гостиная
Шпалерная гостиная
Сохранившиеся фламандские шпалеры Шпалерной гостиной, не только выполняют роль «декораций», но и органично сочетаются с видами парка и пруда, открывающимися из окон гостиной. Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином, предназначавшимся для любования живой игрой огня.
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная
Самая красивая и яркая гостиная — «Малиновая» по­лучила назва­ние по цвету шелка, которым обиты стены и мебель. Обстановку гостиной составили консоли с пышной резьбой, золоченые рамы зеркал и картин и люстра -"листопад" (Россия, середина XVIII века). Кресла и канапе расставлялись в XVIII веке, как правило, по периметру интерьера, образуя уютные «уголки».
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная
Особая роль в создании торжественной атмосферы Малиновой гостиной отводилась живописи. Императорские портреты подчеркивают не только близость рода Шереметевых к царскому двору, но и напоминают о том, что все изображенные были некогда гостями в Кускове.
Парадная опочивальня
Парадная опочивальня
Парадные залы, оформленные в виде спален, получили распространение в XVIII веке. Однако как спальни они практически не использовались, а служили в дни торжественных приемов дополнительными гостиными. Легкие столики-бобики с нарядными наборного дерева столешницами, кресла и парные диваны работы русских мебельщиков привносят в обстановку Парадной спальни ощущение покоя и равновесия.
Кабинет-конторка или «Кабинет его сиятельства графа-государя»
Кабинет-конторка или «Кабинет его сиятельства графа-государя»
Небольшая невысокая комната предназначалась для дел и размышлений. Основная тональность интерьера находит отклик в мебельном убранстве. Интересны кресла со спинками «на угол».
Место утраченных пастелей сейчас занимает редкая по разнообразию и
сохранности коллекция русских натюрмортов-«обманок» из собрания графов Шереметевых.
Место утраченных пастелей сейчас занимает редкая по разнообразию и сохранности коллекция русских натюрмортов-«обманок» из собрания графов Шереметевых.
Личная уборная
Личная уборная
Предназначенная для поправки парика, грима, платья, непритязательная в убранстве комната не имела продуманного архитектурно-художественного решения. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике работы русских мастеров стоит зеркало в фарфоровой раме, изготовленное на одной из мануфактур Копенгагена. С потолка спускается изящная люстра дымчатого хрусталя русской работы.
Картинная
Картинная
Свое название комната получила благодаря обилию картин на стенах, разме- щенных по принципу так называемой «шпалерной развески». Дополняет убранство Картинной русская наборная мебель. Своим лаконичным силуэтом выделяется бюро-цилиндр с изображениями городских видов работы Никифора Васильева (II половина XVIII века).
Карточная
Карточная
Здесь собирались для игры в карты. Живописное убранство Карточной составляют портреты русских и западноевропейских монархов и государственных деятелей XVIII века, некогда входившие в состав усадебной Портретной галереи. Особый интерес представляет портрет первого владельца усадьбы Кусково Б.П.Шереметева "в боярском платье". Главный элемент мебельного убранства - ломберные (карточные) столы - выполнены в XVIII веке французскими и русскими мастерами в технике наборного дерева.
Столовая
Столовая
Нарядное убранство ее подчеркнуто обилием зеркал, хрусталя, позолоты, живописных полотен. В отделке стен вместо шелковых тканей, впитывающих запахи трапез, использовались резные филенки с золоченой резьбой. Одну из стен занимают парадные портреты родителей владельцев Кускова (графской четы Шереметевых и княжеской — Черкасских), созданные в 1760-е годы крепостным живописцем Иваном Аргуновым.
По традиции столовая не имела много мебели — сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол, сервированный по моде второй половины XVIII века русским и мейсенским фарфором, а также русским и западноевропейским стеклом. В традициях застолий «галантного века» было принято услаждать не только вкус и обоняние, но также и взор. Потому помимо посуды самых разнообразных форм в сервировке стола использовались затейливые настольные украшения в виде цветочных букетов и скульптурных фарфоровых композиций на  пасторальные и охотничьи темы.
По традиции столовая не имела много мебели — сборные столы вносились на время обеда. Сейчас в столовой стоит такой стол, сервированный по моде второй половины XVIII века русским и мейсенским фарфором, а также русским и западноевропейским стеклом. В традициях застолий «галантного века» было принято услаждать не только вкус и обоняние, но также и взор. Потому помимо посуды самых разнообразных форм в сервировке стола использовались затейливые настольные украшения в виде цветочных букетов и скульптурных фарфоровых композиций на пасторальные и охотничьи темы.
Большой стол дополняется небольшими сервировочными столиками с изделиями фарфора и стекла XVIII века.
Большой стол дополняется небольшими сервировочными столиками с изделиями фарфора и стекла XVIII века.
Зеркальная галерея
Зеркальная галерея
Кульминация дворцовых интерьеров — Танцевальный зал, или Галерея. Выдержанный в сияющем цветовом сочетании белого и золота, с обилием зеркал и хрусталя, зал предназначался для парадных обедов и балов. Площадь Зеркальной галереи — двести с лишним квадратных метров. Отделку зала выполнял Иоганн Юст.
Изящные канделябры выполнены в виде задрапированных в античные одежды женских фигур с золочеными витиеватыми светильниками в руках.
Изящные канделябры выполнены в виде задрапированных в античные одежды женских фигур с золочеными витиеватыми светильниками в руках.
В строгом ритме чередуются рельефные медальоны с профилями античных воинов, золоченые панно и шереметевские гербы, высоко вознесенные над мраморными каминами. Три стеклянные двери и шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене, раздвигая пространство зала, усиливая ощущение праздничности. Паркет с узором из двойных кругов создаёт иллюзию движения. Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых».
В строгом ритме чередуются рельефные медальоны с профилями античных воинов, золоченые панно и шереметевские гербы, высоко вознесенные над мраморными каминами. Три стеклянные двери и шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене, раздвигая пространство зала, усиливая ощущение праздничности. Паркет с узором из двойных кругов создаёт иллюзию движения. Потолок украшен живописным плафоном «Слава рода Шереметевых».
Парадность интерьеров подчеркнута не только насыщенной цветовой гаммой интерьера, но и великолепным наборным паркетом.
Парадность интерьеров подчеркнута не только насыщенной цветовой гаммой интерьера, но и великолепным наборным паркетом.
«Итальянский Домик»
«Итальянский Домик»
Облик Кускова складывался на протяжении всего XVIII столетия. В соз­да­нии ан­самб­ля 1730-1790-х год при­ни­ма­ли уча­стие кре­по­ст­ные ар­хи­тек­то­ры Ф. С. Ар­гу­нов, А. Ф. Ми­ро­нов, Г. Е. Ди­ку­шин, са­дов­ник А. Фохт, воль­ные и кре­по­ст­ные жи­во­пис­цы, рез­чи­ки, по­зо­лот­чи­ки. Не менее 20 лет работал в Кускове архитектор К.И. Бланк. Свою лепту внес и знаток античности и европейской архитектуры Ю.И. Кологривов. Под его руководством в 1754-1755 годах был выстроен Итальянский домик.
Итальянский домик выполнял роль дворца для  «малых приемов». Внутреннее убранство  домика, так же как и внешнее оформление, стилизовано под ренессансное палаццо.
Итальянский домик выполнял роль дворца для «малых приемов». Внутреннее убранство домика, так же как и внешнее оформление, стилизовано под ренессансное палаццо.
  Итальянский кабинет с вставками в технике «флорентийской мозаики»
Итальянский кабинет с вставками в технике «флорентийской мозаики»
Помещения нижнего этажа павильона задумывались как хранилища произведений искусства, исторических редкостей и других коллекций графского семейства. Поэтому потолки здесь низкие и отсутствует пышность в оформлении.
Деревянная лестница с фигурными балясинами ведет на второй этаж, разделенный на несколько комнат.  Самое светлое помещение - Бальный зал.
Деревянная лестница с фигурными балясинами ведет на второй этаж, разделенный на несколько комнат. Самое светлое помещение - Бальный зал.
Бальный зал
Бальный зал
Сравнительно небольшой по плошали, Бальный зал производит впечатление достаточно просторного и торжественного. Обилие света подчеркивается зеркалами. Плафон «Диана» в фигурной резной золоченой раме придает залу оттенок парадного блеска.
Мраморные амуры, XVIII век, Ж.-Б. Пигаль
Мраморные амуры, XVIII век, Ж.-Б. Пигаль
Сегодня Бальный зал часто используется для проведения свадеб и фуршетов.
Дубовая проходная
Дубовая проходная
В небольшой Дубовой проходной с чугунным камином царит мягкий полумрак. Художественный облик комнаты определяет дубовая облицовка стен с профилированными филенками и золоченой рокайльной резьбой.
Наугольная гостиная
Наугольная гостиная
Наугольная гостиная выполняет выставочную функцию. Стены этой своеобразной "картинной галереи" сплошь увешенны картинами.
Американская оранжерея
Американская оранжерея
В начале 1750-х годов в северной части регулярного парка соорудили Американскую оранжерею. Пять секций здания имели собственные названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая, и Крайняя оранжевая. Ананасы, апельсины, персики и клубника у Шереметевых были свои. Позже (1763) появилась Большая каменная оранжерея, триумфально замкнувшая внутреннее пространство за дворцом. Нынешние здания оранжерей являются современной реконструкцией.
Сейчас в в помещениях оранжерей разместились  основная экспозиция музея керамики, представляющая русский и европейский фарфор XVIII-XX вв.
Сейчас в в помещениях оранжерей разместились основная экспозиция музея керамики, представляющая русский и европейский фарфор XVIII-XX вв.
Музей керамики был создан на основе национализированного в конце 1918 году  лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В.Морозова, насчитывавшего более 2600 произведений.  В 1932 г.  был переведен в усадьбу Кусково, и с 1937 г. они существуют как единый музей. В настоящее время собрание музея керамики насчитывает ок. 40 000 экспонатов.
Музей керамики был создан на основе национализированного в конце 1918 году лучшего в Москве собрания русского фарфора А.В.Морозова, насчитывавшего более 2600 произведений. В 1932 г. был переведен в усадьбу Кусково, и с 1937 г. они существуют как единый музей. В настоящее время собрание музея керамики насчитывает ок. 40 000 экспонатов.
Одна из экспозиций, которую мы увидели, называется "Волокитинский фарфор. К 180-летию завода А.М. Миклашевского" . Она приуроченна к юбилею одного из лучших частных фарфоровых предприятий Российской империи. Выставка знакомит с основными направлениями деятельности завода и включает порядка 200 предметов.
Одна из экспозиций, которую мы увидели, называется "Волокитинский фарфор. К 180-летию завода А.М. Миклашевского" . Она приуроченна к юбилею одного из лучших частных фарфоровых предприятий Российской империи. Выставка знакомит с основными направлениями деятельности завода и включает порядка 200 предметов.
Вторая экспозиция — юбилейная выставка «Страницы истории…» — посвящена 100-летию Музея керамики. Его коллекция по праву считается национальным достоянием и известна как в России, так и за рубежом.
Вторая экспозиция — юбилейная выставка «Страницы истории…» — посвящена 100-летию Музея керамики. Его коллекция по праву считается национальным достоянием и известна как в России, так и за рубежом.
Египетский сервиз
Египетский сервиз
Самым известным фарфоровым ансамблем XIX в. в собрании музея является Египетский сервиз – уникальный памятник наполеоновской эпохи. Сервиз был изготовлен по заказу Наполеона на Севрской фарфоровой мануфактуре (1802-1804). В 1807 г. сервиз был обещан Наполеоном российскому императору Александру I во время их знаменитой встречи в Тильзите. В 1808 году в Эрфурте Талейран по поручению Наполеона дарит сервиз Александру I в честь заключения союза между Россией и Францией. Известно, что подарок Наполеона напоминал Александру про поражение при Аустерлице и дальнейшую войну 1812 года, поэтому Египетский сервиз никогда не использовался по прямому назначению. Он хранился в Оружейной палате, а в 1924 году его передали в Государственный музей керамики «Усадьба Кусково».
Невероятно красива дворцовая посуда — тарелки, чайные, кофейные пары, фужеры и кубки.
Невероятно красива дворцовая посуда — тарелки, чайные, кофейные пары, фужеры и кубки.
Ровно 100 лет назад в России начали выпускать совсем другую фарфоровую посуду — не украшенную тонкой позолотой, а гораздо проще. Эта посуда должна была  способствовать повышению сознательности пролетариата.  Выпуск тематической продукции в Стране Советов начался на Императорском фарфоровом заводе, который до революции обслуживал исключительно царский двор. В первый же послереволюционный год вместо привычных изысканных цветов и птиц возникли на тарелках серп и молот, красногвардеец, матрос со знаменем, работница и революционные лозунги. Агитационный фарфор с триумфом экспонировался на крупнейших выставках за рубежом. В 1925 году на выставке в Париже Государственному фарфоровому заводу была присуждена золотая медаль.
Ровно 100 лет назад в России начали выпускать совсем другую фарфоровую посуду — не украшенную тонкой позолотой, а гораздо проще. Эта посуда должна была способствовать повышению сознательности пролетариата. Выпуск тематической продукции в Стране Советов начался на Императорском фарфоровом заводе, который до революции обслуживал исключительно царский двор. В первый же послереволюционный год вместо привычных изысканных цветов и птиц возникли на тарелках серп и молот, красногвардеец, матрос со знаменем, работница и революционные лозунги. Агитационный фарфор с триумфом экспонировался на крупнейших выставках за рубежом. В 1925 году на выставке в Париже Государственному фарфоровому заводу была присуждена золотая медаль.
Предметы из письменного прибора
Предметы из письменного прибора "Обсуждение Сталинской конституции". Автор - Н.Я. Данько. Ленинградский фарфоровый завод, 1937.
Среди тех, кто стоял у истоков развития и появления агитационного фарфора была Н.Я. Данько. В историю отечественного декоративно-прикладного искусства она вошла как один из самых замечательных скульпторов советского фарфора со знанием традиций русской художественной керамики.
Ольга Богданова. Скульптура «Афганский курильщик». Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958)
Ольга Богданова. Скульптура «Афганский курильщик». Бронзовая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958)
На всю страну была известна продукция расположенного недалеко от Москвы Дулевского фарфорового завода. Всемирное признание и большой успех предприятию принесла Всемирная выставка в Париже (1937г.). Триумфом стало участие завода во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Жюри выставки наградило Дулевский завод золотой медалью, а все работы художников и скульпторов, представленные на ней получили награды разного достоинства.
Произведения художника-керамиста Э. Таратуты
Произведения художника-керамиста Э. Таратуты "Романс" и "Женщина с гитарой"
На выставке также представлено множество произведений из фарфора, созданных современными художниками.
В другой половине Большой каменной оранжереи размещена постоянная выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково". Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века.
В другой половине Большой каменной оранжереи размещена постоянная выставка "Портретная галерея усадьбы Кусково". Основанная во второй половине XVIII века графом Петром Борисовичем Шереметевым, она является уникальной коллекцией портретного искусства XVIII века.
В целом галерею составили портреты российских и европейских «славных особ», размещенных в соответствии с избранными графом Шереметевым системой и количеством.
В целом галерею составили портреты российских и европейских «славных особ», размещенных в соответствии с избранными графом Шереметевым системой и количеством.
 Только четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых и князей Черкасских, — были представлены в галерее на правах родственных связей.   В целом галерею составили портреты русских царей и европейских монархов, современников Петра I и первого графа Шереметева, Бориса Петровича, отца кусковского владельца.
Только четыре портрета родителей владельца и его супруги: четы графов Шереметевых и князей Черкасских, — были представлены в галерее на правах родственных связей. В целом галерею составили портреты русских царей и европейских монархов, современников Петра I и первого графа Шереметева, Бориса Петровича, отца кусковского владельца.
Портрет цесаревны Натальи Петровны
Портрет цесаревны Натальи Петровны
Наталья Петровна Романова - (1718 – 1725) –дочь Петра I и Екатерины I Алексеевны. При провозглашении Российской империи в 1721 году получила титул цесаревны. Умерла от кори через месяц после смерти отца. Похоронена в один день вместе с Петром I в Петропавловском соборе.
Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений — из них 118 хранятся в Кускове, 2 — в Останкине.
Из самой ранней описи Портретной галереи 1787 г. следует, что в ее состав входили 128 портретов. Путем идентификации установлено, что из первоначальной коллекции сохранилось 120 произведений — из них 118 хранятся в Кускове, 2 — в Останкине.
Увлеченные изобилием портретов посетители не сразу замечают выставленный в углу большого зала шикарно инкрустированный стол. Заметившие же рассматривают в подробностях искусные рисунки из более темной древесины, бронзовые вставки и накладную фурнитуру. Необычна форма передней стенки с фигурным вырезом.
Увлеченные изобилием портретов посетители не сразу замечают выставленный в углу большого зала шикарно инкрустированный стол. Заметившие же рассматривают в подробностях искусные рисунки из более темной древесины, бронзовые вставки и накладную фурнитуру. Необычна форма передней стенки с фигурным вырезом.
В усадьбе всегда проходили торжественные события, концерты, театральные постановки и балы. В конце XVIII века Кусково могло принять 30 000 человек на одном мероприятии. Сейчас масштабы скромнее — концертная площадка усадьбы вмещает 200 зрителей, в программе — органные вечера и камерные выступления академических музыкантов.
В усадьбе всегда проходили торжественные события, концерты, театральные постановки и балы. В конце XVIII века Кусково могло принять 30 000 человек на одном мероприятии. Сейчас масштабы скромнее — концертная площадка усадьбы вмещает 200 зрителей, в программе — органные вечера и камерные выступления академических музыкантов.
Уютный павильон Эрмитаж использовался Шереметьевым для бесед только с самыми близкими друзьями.  Достаточно уединенное расположение в западной части парковой зоны позволяло вести доверительные и секретные для посторонних ушей разговоры, не боясь подслушивания.
Уютный павильон Эрмитаж использовался Шереметьевым для бесед только с самыми близкими друзьями. Достаточно уединенное расположение в западной части парковой зоны позволяло вести доверительные и секретные для посторонних ушей разговоры, не боясь подслушивания.
Винтовая лестница появилась в павильоне не сразу. При постройке для вельмож был установлен подъемник – один из первых пассажирских лифтов в России. Кабина с диваном располагалась в одной из цилиндрических частей здания. О приводе подъема известно лишь то, что он был механическим.
Винтовая лестница появилась в павильоне не сразу. При постройке для вельмож был установлен подъемник – один из первых пассажирских лифтов в России. Кабина с диваном располагалась в одной из цилиндрических частей здания. О приводе подъема известно лишь то, что он был механическим.
Сегодня в павильоне Эрмитаж на двух этажах развернулась  выставка «Хрусталь для всех и каждого. К 265-летию Гусевского хрустального завода».
Сегодня в павильоне Эрмитаж на двух этажах развернулась выставка «Хрусталь для всех и каждого. К 265-летию Гусевского хрустального завода».
Начиная с 1829 г. завод являлся постоянным участником практически всех
мануфактурных выставок и неоднократно удостаивался золотых медалей за
качество продукции, за что получил право на использование
Государственного герба России на своих изделиях. К концу XIX в. художественная гравировка и гранение хрусталя достигли на
заводе высокого совершенства.
Начиная с 1829 г. завод являлся постоянным участником практически всех мануфактурных выставок и неоднократно удостаивался золотых медалей за качество продукции, за что получил право на использование Государственного герба России на своих изделиях. К концу XIX в. художественная гравировка и гранение хрусталя достигли на заводе высокого совершенства.
В витринах можно увидеть высокохудожественные изделия прошлых столетий из фондов Музея керамики, а также произведения современных авторов.
В витринах можно увидеть высокохудожественные изделия прошлых столетий из фондов Музея керамики, а также произведения современных авторов.
Золотистые самовары и синие декоративные вазы прекрасно сочетаются с бесцветным, как капли воды, хрусталем.
Золотистые самовары и синие декоративные вазы прекрасно сочетаются с бесцветным, как капли воды, хрусталем.
Практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа.
Практически каждое изделие - эксклюзив, ручная работа.
Самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова стал павильон "Грот". Здание павильона возвели за пять лет– в период с 1756 по 1761 годы.  И чуть не втрое больше времени ушло на его отделку.
Самым экзотическим среди архитектурных сооружений Кускова стал павильон "Грот". Здание павильона возвели за пять лет– в период с 1756 по 1761 годы. И чуть не втрое больше времени ушло на его отделку.
Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный — в холодной. Оформление строения выполнено как синтез водной стихии и камня.
Внутри павильон «Грот» состоит из центрального круглого зала, окруженного двумя кабинетами: южный выполнен в теплой цветовой гамме, северный — в холодной. Оформление строения выполнено как синтез водной стихии и камня.
Для внтренней отделки было использовано 24 вида раковин из Средиземного и Черного морей, Индийского, Атлантического и Тихого океанов.
Для внтренней отделки было использовано 24 вида раковин из Средиземного и Черного морей, Индийского, Атлантического и Тихого океанов.
Помимо морских ракушек, в оформлении использовался перламутр, туф (горная пористая порода, как правило, вулканического происхождения), стекло, кусочки зеркал и гипсовая лепнина.
Помимо морских ракушек, в оформлении использовался перламутр, туф (горная пористая порода, как правило, вулканического происхождения), стекло, кусочки зеркал и гипсовая лепнина.
На стенах и сводах изображены диковинные морские обитатели, птицы, драконы, а также растительный орнамент. Интерьеры павильона должны были напоминать подводные пещеры, поэтому уже в центральном зале живопись, выполненная натуральными красками цвета зелени и красной охры на купольном потолке, стенах и колоннах, создает иллюзию игры света в толще воды.
На стенах и сводах изображены диковинные морские обитатели, птицы, драконы, а также растительный орнамент. Интерьеры павильона должны были напоминать подводные пещеры, поэтому уже в центральном зале живопись, выполненная натуральными красками цвета зелени и красной охры на купольном потолке, стенах и колоннах, создает иллюзию игры света в толще воды.
Скульптура «Обезьянка с коробом». Германия, XVIII в.
Скульптура «Обезьянка с коробом». Германия, XVIII в.
Ракушечное убранство павильона не ограничивалось стенами и сводами. В нишах «Грота» размещено кусковское собрание деревянной и глиняной скульптуры, не имеющее аналогов в нашей стране. Эти работы западноевропейских мастеров также инкрустированы раковинами и перламутром. Известно, что коллекцию Петр Шереметев приобрел в конце 1775 года «у чужестранного купца Иоганн Георг Розенфельта» за тысячу рублей. Из 12-ти уникальных кукол осталось только 6.
Фрагмент женской фигуры с ракушечным декором
Фрагмент женской фигуры с ракушечным декором
Часть фигур выполнена из глины. На этапе формования, «кукол» подвергали обжигу с последующим декорированием их раковинами. Большая часть скульптуры деревянная - вырезанная из цельных дубовых стволов, покрытых слоем левкаса, в который вдавливались раковины.
Скульптура
Скульптура "Женщина в длинном кафтане"
Колоритны и сами названия скульптур, сохранившиеся в документах XVIII века: — «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Французская баба держит в руках корзину с фруктами», «Мужик играет в волынку», «Женщина-крестьянка держит в руках маленького ребенка», «Французский мужик держит петуха», «Мужик держит в руках кувшин».
Скульптура
Скульптура "Молодой человек в шляпе"
"Женщина со спеленутым ребенком в руках"
«Мужчина в шляпе»
«Мужчина в шляпе»
Панно «Олень» после реставрации
Панно «Олень» после реставрации
Позднее коллекцию Шереметьева пополнили редчайшие живописно-ракушечные панно с изображениями жанровых сцен и фигурой оленя.Панно сделаны несколько иначе – в их основе холст, расписанный маслом.
Панно «Сцена у фонтана»
Панно «Сцена у фонтана»
На одном панно пасторальная сцена с юношей и девушкой, на другом женщина бьет мужчину поварешкой. («Это сцены до брака и после», — шутят реставраторы.)
Панно «Жанровая сцена»
Панно «Жанровая сцена»
Скульптуры
Скульптуры "Сирена" и "Дельфин" для фонтана
Скульптуры входили и в оформление камерного садика разбитого около Итальянского домика. Согласно описи 1810 года в Итальянском садике был устроен маленький фонтан в виде «женщины сидящей на дельфине, а позади обезьяна, убранные раковинами». В центре Итальянского прудика тоже был размещен дельфин. Позднее он был заменен горкой из «ноздреватого коралла» с фонтаном, в центре которого была ракушечная статуя Сирены.
Спустя несколько веков общее оформление интерьеров грота сохранилось. Однако со временем отделка помещений начала осыпаться. В 2017 г. началась полномасштабная реставрация. За два года при помощи Института океанологии РАН подобрали необходимые раковины взамен утраченных, в том числе и такие, которые достойно заменили вымерших за это время моллюсков. Всего использовали около 150 000 ракушек разной величины. Их привезли из Средиземноморья, в основном из Греции, а также из Франции, Италии и Турции.
Спустя несколько веков общее оформление интерьеров грота сохранилось. Однако со временем отделка помещений начала осыпаться. В 2017 г. началась полномасштабная реставрация. За два года при помощи Института океанологии РАН подобрали необходимые раковины взамен утраченных, в том числе и такие, которые достойно заменили вымерших за это время моллюсков. Всего использовали около 150 000 ракушек разной величины. Их привезли из Средиземноморья, в основном из Греции, а также из Франции, Италии и Турции.
Ракушечное убранство интерьеров Грота. Вид после реставрации
Ракушечное убранство интерьеров Грота. Вид после реставрации
Будем надеяться, что работа наших современников обеспечит сохранность на долгие годы и наши далекие потомки увидят и прекрасный Грот, и всю усадьбу Кусково.

Цикл материалов "Москва"

  1. Золотая моя Москва
  2. Укрытая снегом столица
  3. Земли лоскутик драгоценный – Кусково! Милый уголок...
  4. Уголок стародавней Москвы

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому